
Интервью вице-президента США Джей Ди Вэнса телеканалу NBC наделало шума по обе стороны океана. Он заявил, что во время переговоров на Аляске 15 августа российская сторона впервые за три с половиной года конфликта на Украине пошла на «значительные уступки».
«Я не говорю, что русские согласились на всё. Но то, что они признали, — это то, что Украина сохранит территориальную целостность после окончания конфликта. Они признали, что не смогут установить марионеточное правительство в Киеве, что было одним из главных требований в начале», — заявил Ди Вэнс.
Все это выглядело тем более загадочно, что вице-президент США не присутствовал на встрече Владимира Путина и Дональда Трампа на Аляске. Интриги добавляет то, что Кремль официально не обнародовал итоги встречи на Аляске. Согласится ли Москва на диалог с Зеленским и признание его полномочий? Какими будут границы Донбасса? С такими вопросами «СП» обратилась к ведущему научному сотруднику Центра исследования проблем безопасности РАНКонстантинуБлохину.
— От территорий, вошедших по Конституции в состав Российской Федерации, мы отказываться не будем. Речь идет о четырех территориях — ДНР, ЛНР, Запорожская и Херсонская области.
Будущее Украины зависит от исхода переговоров, которые еще не начинались, так что делать прогнозы о политическом режиме Киева рано. На мой взгляд, смена политического режима на Украине едва ли возможна без взятия российскими войсками Киева. Это на сегодня проблема. Поэтому российская сторона настаивает на нейтральном статусе Украины. Кто будет там у власти — неважно. В этом состоит компромисс российской стороны.
Надо понимать, что Трамп — не защитник национальных интересов России. Его личное отношение к Зеленскому негативное, но он устраивает Европу. Пока устраивает… Не исключаю, что Трамп при случае будет пытаться заменить Зеленского на Залужного, который сейчас в ранге украинского посла в Британии.
«СП»: Почему о договоренностях США с Россией заговорил Ди Вэнс, который не был на саммите на Аляске?
— На мой взгляд, все последние заявления американской стороны оставляют простор для маневра. Есть элемент давления и стремление показать, что США якобы заставили нас пойти на уступки. На самом деле, все сказанное Вэнсом я бы отнес к его предположениям. Каким будет результат — покажет переговорный процесс. Но то, что от территории, включенных в состав России по Конституции, мы не откажемся, — железобетонно, — подытожил политолог.
Последние заявления Ди Вэнса заставляют задуматься о том, что в переговорах США перешли к позиции силы. До этого Дональд Трамп уже сказал: «В течение двух недель мы будем знать… После этого нам, возможно, придётся принять другой подход».
Иллюзий в России никто не строил. Был выбор между плохим — компромиссным вариантом Москвы с заморозкой по ЛБС в Херсонской и Запорожской областях, — и очень плохим: согласием нашего президента на перемирие с последующим военным присутствием войск НАТО на Украине в качестве гарантии мира. Какой вариант сработает? И какой может быть реакция России на давление со стороны США?
Обратите внимание: Зеленский: итоги первого года правления президента здорового человека..
Эти вопросы для «СП» прокомментировал ведущий научный сотрудник Института США и КанадыВладимир Васильев.— То, что мы видим сегодня — хорошо продуманная американцами стратегия. Я бы сравнил это с шоу, где четко распределены роли. В Вашингтоне придумали такой сценарий: в Анкоридже наш президент сказал о готовности к компромиссам, и Штаты преподносят это как слабость. После этого устраивают спектакль в Овальном кабинете с участием Зеленского и представителями европейской «коалиции желающих», которые «давят» на Россию еще больше. Все это — с целью получить результат как можно скорее и склонить Россию к компромиссам.
«СП»: Как в такой ситуации поведет себя Кремль? После саммита у нас начали, на мой взгляд, идеализировать отношения с Дональдом Трампом. Но Трамп заговорил ультиматумами. Ожидания не оправдались?
— Мы преждевременно начали представлять Трампа нашим союзником. А он просто ждал такого момента, чтобы сказать на весь мир: «Вы видите, все зависит от меня. Никто, кроме меня этот конфликт не решит, Россия должна подписаться на все условия США».
Дошло до того, что Украина может якобы заключать военные договоры со странами НАТО, а это, по сути, создание НАТО — light у наших границ. И ультиматум — две недели на раздумья. Хотя на пресс-конференции в Анкоридже Владимир Путин сказал только одно: проблема обеспечения безопасности Украины есть, и мы готовы работать в этом направлении.
«СП»: Как, по-вашему, будет решен вопрос территорий? Что мог иметь в виду Ди Вэнс, говоря о том, что Украина сохранит территориальную целостность после окончания конфликта?
— Главное — вопрос о статусе территорий, которые вошли в состав России по Конституции. Размер этих территорий — второй вопрос. Эти территории могут получить статус как «временно утратившие контроль Украины». Но надо быть готовыми к тому, что международное сообщество их в составе России не признает. То есть может быть такая же ситуация, как с Крымом: де-факто он считается российским, юридически это нигде не закреплено.
«СП»: В интервью Ди Вэнса прозвучало, что Россия якобы согласилась с тем, что не сможет «установить марионеточное правительство в Киеве». Означает ли это, что переговоры с Зеленским возможны и даже может состояться подписание документов?
— Я не исключаю, что мы согласились на переговоры с Зеленским и, возможно, даже на подписание с ним каких-то бумаг с тем, чтобы потом сказать: документы были подписаны не легитимным президентом, поэтому юридической силы не имеют. И Трамп это поддержит из-за своей личной неприязни к Зеленскому. Не случайно Трампа в США называют «президентом мести»: Зеленскому он никогда не простит, что тот был на стороне Демократической партии во время выборов.
«СП»: Как в таком случае вы видите перспективу решения российско-украинского конфликта?
— Возвращается проблема договоренностей «Минска-3». Конфликт заморожен, но Украина вооружается, территории имеют спорный статус. Ситуация видится мне взрывоопасной, напоминающей Карибский кризис 1962 года, когда мир оказался на пороге Третьей мировой.
Владимир Путин 22 августа приехал в Российский федеральный ядерный центр в Сарове Нижегородской области. Президент общался с атомщиками, речь шла о «ядерном щите» России. Это — не случайность. Россия дает понять, что в случае давления у нас могут появиться свои веские аргументы.
Последние новости и все самое важное о мирных переговорах по Украине, — в теме «Свободной Прессы».
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: Вице-президента США Ди Вэнс решает за Россию территориальный вопрос, но у нас может появиться «ядерный» аргумент.