Россия и Китай смогли договориться по ряду вопросов, которых никто в мире не мог ожидать. А самыми частыми словами в совместной декларации двух стран были «совместная оборона», «сотрудничество», «развитие».
Президент России Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин (справа налево) во время российско-китайских переговоров в Кремле.Совместное заявление России и Китая «Об углублении всестороннего партнерства и стратегического сотрудничества», подписанное Владимиром Путиным и Си Цзиньпином в ходе визита китайского лидера в нашу страну, представляет собой многостраничный текст. Некоторые из его тезисов предельно понятны, тогда как другие неуловимы на китайском языке и оставляют место для интерпретации. «Эксперт» пригласил ведущих аналитиков для оценки и, по возможности, расшифровки отдельных положений документа.
1. Союз или не союз
В первых пунктах совместной декларации говорится, что наши страны вступают в новую эру, достигнув самого высокого уровня взаимодействия в своей истории.
«Отношения между Россией и Китаем, хотя и не являются военно-политическим союзом, как сложившиеся в годы холодной войны, но превосходят эту форму межгосударственного взаимодействия», — говорится в документе. Эту фразу можно понимать как так, что Россия и Китай не являются военным блоком, так и так, что это блок, но более эффективный, чем предыдущие. Далее в тексте говорится: «Стороны намерены оказывать решительную взаимную поддержку для защиты коренных интересов друг друга, прежде всего суверенитета, территориальной целостности, безопасности и развития, будут регулярно проводить совместное патрулирование на море и в воздухе, совместные учения, углублять взаимное доверие между вооруженные силы двух стран».
По словам главного редактора журнала «Национальная оборона» Игоря Коротченко, Россия и Китай пока не являются военными союзниками, но в обозримом будущем ситуация может измениться.
«В сложившейся ситуации у России и Китая есть общий враг (это США), и мы будем координировать наши усилия по противодействию ему и новым глобальным угрозам в меняющемся мире. В то же время каждая из наших стран является крупной державой со своими интересами, которые в ряде аспектов не совпадают. Поэтому я считаю, что о военно-политическом союзе пока речи не идет. Речь идет о стратегическом взаимодействии на высоком уровне по ключевым вопросам современности, — сказал «Эксперту» военный аналитик».
Что же касается решительного заявления о взаимной поддержке в вопросах защиты друг друга, то, по словам Игоря Коротченко, оно пока не наполнено конкретным содержанием, которое мы, скорее всего, не признаем, поскольку оно содержит государственные секреты двух стран.
«Нужны не только совместные учения, но и совместные действия по сдерживанию экспансии США, более тесная координация на стратегическом уровне», — уверен военный аналитик. - Мы исходим из того, что такие действия по отражению стратегических угроз должны быть продолжены, даже если они не будут объявлены. Поскольку лидеры стран достигли определенных договоренностей, они будут реализованы. Это будет происходить не на площадке ШОС, которая является многосторонней международной организацией, а исключительно в двустороннем формате.»
2. Главный враг оказался неожиданным
В отличие от США, которые открыто объявляли Китай своим главным врагом, а Россию периодически называли врагом, Москва и Пекин не включали Америку в число своих главных врагов. Декларация провозглашает борьбу с «тремя силами зла»: исламским движением в Восточном Туркестане, транснациональной организованной преступностью и международной наркомафией.
В чем угроза со стороны Восточного Туркестана, которую лидеры государств назвали первой, пояснил «Эксперту» президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.
«Для Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая, Средней Азии и Казахстана это движение представляет наибольшую угрозу. Это в равной степени интересует Китай и Россию, здесь наши интересы совпадают, — сказал Сатановский. — Это самая большая угроза со времен запрещенного ИГИЛ в России, стал практически незаметен в зоне интересов Китая и России.Более того, если бы Турция и США не прикрыли исламистские группировки в Идлибе и Заефрате, тема ИГ (террористическая организация, запрещенная в России) была бы давно закрыты. В настоящее время они не опасны для нас. Но остается много других угроз, среди которых китайцев больше всего беспокоит Восточно-Туркестанская зона.»
Когда мы говорим о пункте документа, в котором говорится, что Москва и Пекин готовы усиливать взаимную координацию для поддержки стран Центральной Азии в обеспечении их суверенитета, они не приемлют попыток импорта «цветных революций» и внешнего вмешательства в дел в регионе, отмечает Сатановский: «Для России лучше иметь на этом направлении такого потенциального союзника, как Китай, чем не иметь его».
3. Безопасность инвестиций
Среди экономических тезисов совместного заявления стоит отметить переход на расчеты в юанях, а также поощрение и взаимную защиту капитальных вложений и инвестиций. Сергей Сторчак, старший банкир ВЭБ России, бывший заместитель министра финансов РФ, рассказал «Эксперту» о возможных механизмах защиты финансовых ресурсов, которые стали особенно актуальны в ситуации, когда Запад буквально начал воровать деньги из стран, которые им не нужны нравиться.
«Защита инвестиций регулируется двусторонним соглашением между Министерством экономического развития и Министерством коммерции Китая. Каждое ведомство в случае угрозы потери актива вмешивается и помогает отразить атаку, которая имеет место законными методами, - объясняет финансист. - Инвестору, интересы которого находятся под угрозой, оказывается административная и политическая поддержка. С Китаем у нас эта система хорошо налажена. Поэтому применительно к отношениям между Россией и Китаем я бы вынес из выражения в в совместной декларации об экономических ресурсах не слово "защита", а слово "поощрение" перед ним.Мы наблюдаем сумасшедший - в хорошем смысле этого слова - рост торговли, но взаимных инвестиций не так много читавшие статью Си Цзиньпина, опубликованную перед его визитом в Россию, могли заметить, что он с энтузиазмом рассказывал о достижениях в торговле, вскользь говоря о росте взаимных инвестиций, разделенных запятыми, не приводя никаких цифр, не указывая динамика. Это не характерно для материалов данного типа. По идее должна быть какая-то цифра, но ее нет, потому что хвастаться нечем. Китайцы не делают долгосрочных инвестиций в Россию. Одна из причин – инфляционный риск.
Обратите внимание: За все нужно платить! (Россия).
Курс рубля скачет - относительно недавно он был в районе 30 рублей за доллар. А прямые инвестиции обычно делаются с горизонтом 20 лет. Поэтому, если говорить о защите, в первую очередь необходимо обеспечить антиинфляционную защиту.»Относительно торговли юанями Сторчак отметил, что китайская валюта если не де-юре, то уже фактически стала резервом для России. И ничто не мешает расплачиваться в юанях не только с Китаем, но и с другими партнерами, которых это не смущает. Любой хозяйствующий субъект в России может просто купить юань в России и оплатить им импорт.
4. Китай поддержал российских спортсменов
Помимо стратегических, оборонных и экономических вопросов, общих для двух стран, совместное послание затрагивает тему, касающуюся только России. Речь идет о посягательстве на российских спортсменов и артистов: «Стороны выступают против дискриминации представителей культуры, образования, науки, спорта по любому признаку. Стороны против политизации спорта, и надеются использовать уникальную роль физической культуры а спорт должен способствовать солидарности и миру.»
«Это очень важная часть заявления. Из него становится понятно, что Пекин интересует не только вопросы, которые касаются Китая напрямую, но и проблемы его союзников», — заявил Антон Орлов, директор Института изучения современной политики, эксперту.
По мнению политолога, заявление лидеров России и Китая ускорит процесс реинтеграции россиян и белорусов в мировой спорт. В спортивном сообществе мнение Китая особенно весомо.
«В мире есть три крупные спортивные державы, занявшие первые три места по итогам летних Олимпийских игр. Россия и Китай — две из них, считает политолог. «При этом очень важно, что Путин и Си Цзиньпин не критиковали Международный олимпийский комитет в связи с отстранением россиян, а наоборот подчеркнули их вклад в дело мира. В совместном заявлении они демонстрируют спокойствие и уважение к международным спортивным организациям. Ведь помимо сближения людей и наций, спорт дает дополнительные возможности для диалога как между спортсменами, так и между официальными лицами, да и создает площадки для неформального переговорного процесса, способного разрядить обстановку и улучшить отношения между главами государств.»
По словам Орлова, именно Азия, находящаяся под глобальным влиянием Китая, предпринимает самые широкие шаги против российских спортсменов. Российские гроссмейстеры начали выступать под эгидой Азиатской шахматной федерации, теперь российские и белорусские спортсмены выступают под национальными флагами на чемпионате мира по женскому боксу в Нью-Дели, Индия. Россияне и белорусы также смогли принять участие в чемпионате мира по самбо в Бишкеке и молодежном чемпионате мира в Ереване, на которые их допустила Международная федерация самбо во главе с Василием Шестаковым.
5. Головная боль для США
Не называя США врагом, Россия и Китай сделали несколько комментариев Вашингтону в совместном заявлении. Стороны выразили серьезную обеспокоенность проводимой за пределами США военно-биологической деятельностью, представляющей серьезную угрозу безопасности других государств и целых регионов. Москва и Пекин требуют от США разъяснений по этому поводу. Они потребовали вывода ядерного оружия с территорий других государств и выразили серьезную озабоченность риском для стратегической стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе в связи с созданием Трехстороннего партнерства в области безопасности (АУКУС) между США, Великобританией и Австралия и их планы по строительству атомных подводных лодок.
О том, какой реакции на совместное сообщение можно ожидать от американцев, «Эксперту» рассказал главный научный сотрудник Института США и Канады РАН, доктор экономических наук Владимир Васильев.
«Специфика современной американской администрации в том, что она медленно реагирует на сигналы, позже, чем пресса и руководство в других странах, — говорит американец, — Кроме того, ответ на словах и реальная реакция могут кардинально отличаться друг от друга».Администрация может быть жесткой на словах, но мягкой на деле, или наоборот.Но в любом случае, для США важно не то, что в заявлении Путина и Си, их должно волновать, какой значимый список наиболее важных вопросам совпадали позиции нашей страны.Это совпадение является большой головной болью для США.Америка может не выдержать одновременного противостояния с Россией и Китаем.В Вашингтоне до недавнего времени не верили в возможность стратегического союза между Москвой и Пекин, они надеялись, что между нашими двумя странами было слишком много противоречий, на это я думаю, они все же надеются, что наш союз не состоится, так что эта тема в основном останется на периферии американской политической мысли время. Если они увидят примеры тесного взаимодействия, одним из ответов может стать попытка связать Японию и Южную Корею с AUKUS, а возможно, также Индию и Новую Зеландию.»
По мнению политолога, даже если государства займут еще более жесткую риторику в отношении Китая, они не пойдут на серьезную эскалацию и разрыв отношений. США слишком зависимы от Китая экономически. Китайские товары пользуются спросом в США, особенно сейчас, когда в Америке дефицит товаров. А крах банка Силиконовой долины говорит о том, что даже отрасль, считавшаяся локомотивом экономики Америки, очень уязвима. В Китае кроме последствий ковида проблем нет.
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: Россия и Китай смогли договориться по такому количеству вопросов, которого никто в мире, пожалуй, не ожидал.