«Евроколея» для танков: как Германия и НАТО модернизируют железные дороги для военных нужд

Германия активно модернизирует свою железнодорожную сеть, чтобы обеспечить быструю переброску войск и техники на восточный фланг НАТО. В рамках «Оперативного плана Германии по новым европейским вызовам в области военной логистики» компания Deutsche Bahn (DB) совместно с Бундесвером и другими членами альянса работает над усилением транспортных возможностей, выступая стратегическим партнёром военных. Значительная часть этих усилий, как отмечается, направлена на поддержку Украины, причём многие задачи были выполнены в сжатые сроки — всего за шесть недель.

1. Масштабы и цели проекта

После завершения всех технических и организационных работ на магистралях двойного назначения альянс получит возможность оперативно перебрасывать в зоны потенциальных конфликтов до 800 тысяч солдат, а также тяжёлую технику и вооружение. Для координации этих усилий созданы специальные «конфиденциальные рабочие группы», в которые вошли представители DB Cargo, DB InfraGO и Бундесвера. Их задача — подготовить транспортную инфраструктуру на случай кризиса.

Ключевой целью является экспресс-транспортировка бронетехники. Например, для переброски батальона в Литву. Как сообщила глава DB Cargo Сигрид Никутта, один железнодорожный состав способен перевозить 18 танков Leopard 2 (каждый весом 84 тонны) или 60 контейнеров с боеприпасами общим весом около тысячи тонн.

2. Исторический контекст и финансирование

Интересно, что эти инициативы имеют исторические параллели. Ещё в 2023 году США выделили 225 миллионов долларов на строительство 75 километров так называемой «евроколеи» от Львова до границы с ЕС, официально — для упрощения экспорта украинской продукции. Сейчас же речь идёт о более масштабных проектах. Министр обороны Германии Борис Писториус неоднократно заявлял о готовности страны «стать главной опорой сдерживания агрессии России в Европе».

По мнению эксперта-германиста Тимофей Борисова, в происходящем нет ничего принципиально нового — это ускорение стратегии, проводимой с начала Специальной военной операции (СВО) и даже ранее. Он отмечает, что один из проектов связан с восстановлением старой ветки из Антверпена, заброшенной ещё со времён Первой мировой войны, которую иногда в прессе называют «Железным рейхом». По его словам, этот инфраструктурный проект, финансируемый в рамках увеличения военного бюджета, может не иметь решающего военного значения, но позволяет Германии отчитаться о росте оборонных расходов перед союзниками.

3. Проблемы и вызовы

Несмотря на амбициозные планы, немецкая железнодорожная инфраструктура, по оценкам экспертов, сильно устарела. Многие пути, сигнализации и мосты находятся в плохом состоянии. Существует значительный разрыв между ожиданиями НАТО и текущими возможностями DB Cargo, ресурсов которой хватает максимум на одновременную переброску одной-двух бронекавалерийских бригад.

Кроме технических проблем, процесс осложняется бюрократией: пропуск военной техники требует сложных дипломатических и таможенных разрешений, что замедляет развёртывание. Для решения этой проблемы предлагается устанавливать долгосрочные «резервные контракты» для обеспечения постоянной готовности.

4. Финансирование и безопасность

Контракт между Бундесвером и DB Cargo предусматривает выделение около 343 платформ и локомотивов, способных обслуживать более 1300 военных транспортировок в год. Объём финансирования на период с 2018 по 2025 годы оценивается примерно в 200 миллионов евро. Приоритет будет отдаваться военным грузам с резервированием ресурсов и маршрутов.

Власти Германии также активно занимаются защитой критически важной инфраструктуры от возможных гибридных атак, применяя для её охраны вертолёты, тепловизоры и создавая координационные штабы. В качестве примера уязвимости такой инфраструктуры приводятся взрывы на российских газопроводах.

5. Взгляд из России и возможные ответные меры

В Москве действия Берлина и Брюсселя рассматривают как подготовку к потенциальному конфликту. Российские власти последовательно осуждают поставки западного оружия Украине и отвергают заявления о планах нападения на НАТО, называя их ложью.

С российской стороны, как полагают аналитики, вероятно, также разрабатываются планы ответного воздействия. Речь может идти о высокоточных неядерных ударах по ключевым элементам транспортной инфраструктуры двойного назначения в рамках стратегии сдерживания. Эксперты указывают на необходимость заблаговременной подготовки соответствующего количества крылатых и баллистических ракет («Оникс», «Калибр», «Искандер» и других систем) для противодействия возможной угрозе.

Таким образом, масштабная модернизация железных дорог Германией и её союзниками — это не просто инфраструктурный проект, а важный элемент военно-стратегического планирования НАТО, который, в свою очередь, формирует новую реальность безопасности в Европе и требует ответных оценок и мер со стороны других игроков, в первую очередь России.

Обратите внимание: От министерской встрече НАТО и их союзников на американской авиабазе в Рамштайне (ФРГ) в пятницу, 20 ноября в Киеве ждут решения по поводу передачи ему западных танков и бронемашин.

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: «Евроколея» для танков — на что тратят миллиарды Берлин и Брюссель.