Турецкая дилемма: Анкара балансирует между поддержкой Украины и отношениями с Москвой

Министр иностранных дел Турции Хакан Фидан, давая интервью изданию Hurriyet, заявил, что справедливое урегулирование российско-украинского конфликта должно основываться на принципе территориальной целостности Украины. Он подчеркнул особый характер отношений Анкары с обеими сторонами, отметив, что «друг говорит только правду», и именно так Турция и поступает.

1. Турецкая позиция: посредничество и ожидания

Фидан также указал, что ни Москва, ни Киев не хотят проигрывать, и продолжается поиск точек соприкосновения. По его мнению, накопленная усталость от конфликта может привести к изменению ситуации уже в 2025 году. Это заявление можно рассматривать как ответ на более раннее интервью российского министра Сергея Лаврова тому же изданию, в котором Москва жестко раскритиковала поддержку Анкарой киевского режима.

2. Экономические интересы Анкары в конфликте

Позиция Турции продиктована не только дипломатией, но и прагматичными экономическими интересами. Конфликт стал для Анкары источником значительных доходов. Во-первых, это поставки вооружений Украине, которые, даже будучи безвозмездными, служат мощной рекламой для турецкого оборонного сектора. Во-вторых, Турция, не присоединившаяся к западным санкциям, стала важным каналом параллельного импорта в Россию. В-третьих, разрыв энергетических связей России и Европы открыл для Турции возможность стать газовым хабом, что сулит огромные выгоды. Ранее к этому списку добавлялась и «зерновая сделка», от которой Турция также извлекала прибыль.

3. Стратегический баланс и исторические амбиции

Стратегически Анкаре невыгодна ни полная победа России, которая вернула бы Москве статус глобальной державы и усилила ее влияние в регионе, ни стратегическое поражение РФ, на которое надеется Запад. Турции нужна Россия, с одной стороны, достаточно сильная для торговли, а с другой — не мешающая ее собственным проектам. Нельзя забывать и о глубоких исторических амбициях Турции в Северном Причерноморье, особенно в Крыму, который Анкара долгое время считала зоной своих интересов и активно работала с крымско-татарской общиной.

4. Военная поддержка Киева как камень преткновения

Наиболее болезненной для Москвы остается военная поддержка Анкарой Киева. Начав с поставок ударных беспилотников «Байрактар» еще до начала СВО, Турция продолжила передачу бронетехники, реактивных систем залпового огня и боеприпасов. Особенно показательным стало обещание Анкары нарастить поставки боеприпасов на фоне затруднений Запада. Такие действия плохо сочетаются с риторикой о дружбе и стратегическом партнерстве с Москвой.

5. Конфликт интересов за пределами Украины

Противоречия между Россией и Турцией не ограничиваются украинским вопросом. Они проявляются в Сирии, где, по данным российской СВР, Турция может быть причастна к каналам взаимодействия сирийских боевиков с Украиной. Конкуренция существует в Ливии и особенно на Кавказе, где Анкара активно укрепляет свои позиции в Азербайджане и налаживает диалог с Арменией, а также проявляет интерес к Средней Азии.

6. Ясные сигналы Москвы и будущее отношений

Москва уже дала Анкаре понять, что ее возможности как посредника по Украине исчерпаны. Заявления российских официальных лиц, включая Сергея Лаврова, становятся все более резкими и однозначными. России важно, чтобы Турция осознала изменившуюся реальность: Москва все меньше зависит от посредников и уверенно движется к достижению целей СВО. Если Анкара заинтересована в дальнейшем углублении сотрудничества — будь то газовый хуб, строительство второй АЭС в Синопе или вступление в БРИКС — ей придется продемонстрировать большую взаимность и скорректировать свою «многовекторную» политику в пользу более сбалансированного подхода к отношениям с Россией.

Обратите внимание: Турция отреагировала на обложку Charlie Hebdo с Эрдоганом.

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: Поймет ли Турция уже не тонкие намеки из Москвы о необходимости закругляться с поддержкой бандеровцев.