Переговоры о российских базах в Сирии: Дамаск ведет сложную игру, а Москва не спешит

В Дамаске заявляют о переговорах с Москвой по пересмотру двусторонних соглашений, включая вопросы о военных базах. Об этом, как передает газета Asharq Al-Awsat, сообщил министр иностранных дел Сирии Асаад аш-Шибани. Он подчеркнул, что прежние договоренности, заключенные при режиме Башара Асада, приостановлены и неприемлемы для нынешних властей. При этом дипломат отметил, что новых договоренностей пока нет, а внешняя политика страны строится на принципах диалога и отказа от «шантажа».

1. Визит в Москву и противоречивые сигналы

15 октября состоялся первый визит нового сирийского лидера Ахмеда аш-Шараа в Москву. Переговоры с президентом России Владимиром Путиным длились более двух часов, однако совместного заявления для прессы не последовало. Ранее агентство Reuters сообщало, что аш-Шараа заверил российскую сторону в соблюдении всех прошлых соглашений, что якобы гарантировало безопасность российских баз. Однако эксперты считают, что с выводами поспешили.

2. Позиция экспертов: торг и подвешенное состояние

По мнению экс-бойца ополчения ЛНР Александра Аверина, нынешней сирийской власти, а также ее покровителям в Анкаре, выгодно держать вопрос о российских базах в подвешенном состоянии, чтобы добиваться от Москвы уступок. «Любые подобные запросы могут выдвигаться сирийской стороной только в качестве элемента торга», — считает он.

Директор по аналитическим проектам Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков обращает внимание на осторожную формулировку пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, который заявил, что «тема по базам фигурировала на повестке дня». Интенсивные переговоры, включая визит сирийской военной делегации в Москву в начале октября, не обязательно означают их скорое завершение, а скорее указывают на несогласованность по ряду аспектов.

3. Сложная дипломатическая игра Дамаска

Для нового сирийского руководства вопрос о базах стал удобным инструментом политического торга не только с Россией. Контакты Дамаска с Москвой холодно воспринимаются в ЕС, где ранее звучали призывы к России покинуть Сирию. Одновременно Сирия восстанавливает отношения с Украиной и ведет диалог с Западом, пытаясь балансировать между центрами силы.

Эксперты полагают, что заявления о готовности развивать сотрудничество с Россией и Китаем могут быть и попыткой вызвать «ревность» у Вашингтона, сигнализируя о необходимости учитывать интересы Дамаска. При этом Анкара, стоящая за новыми сирийскими властями, также может использовать тему баз как рычаг давления на Москву.

4. Позиция России: приоритеты и реальность

Вопрос о возможном «переформатировании функционала» российских военных объектов в Сирии действительно обсуждался, о чем заявляла официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. Однако контекст намекает, что Дамаск, скорее, хотел бы сокращения российского контингента, а не его расширения.

Для России в нынешних условиях расширение военного присутствия в Сирии сопряжено с серьезными затратами и отвлечением ресурсов, которые в первую очередь направлены на задачи специальной военной операции. Поэтому Москва вряд ли пойдет на конфронтацию с Израилем или масштабное наращивание сил в регионе ради новых договоренностей с Дамаском. Переговоры, вероятно, будут носить длительный и сложный характер, а их итог пока неочевиден.

Обратите внимание: Очередные антироссийские санкции уже не смогут нанести ущерб экономике России.

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: России сейчас не до того, чтобы менять статус военного присутствия на Ближнем Востоке.