ЕС ужесточает санкции против теневого флота с российской нефтью: риски эскалации и ответные меры

Европейский Союз планирует ввести более жесткие и комплексные меры для противодействия так называемому «теневому флоту» — танкерам, которые занимаются транспортировкой российской нефти, обходя действующие санкционные ограничения под флагами третьих стран.

1. Новая стратегия Евросоюза

Вместо точечного внесения отдельных судов в черные списки, страны ЕС намерены перейти к системному давлению на всю логистическую цепочку. Планируемые меры могут включать санкции не только против судовладельцев, но и против компаний, предоставляющих услуги страхования, снабжения и логистического сопровождения. Кроме того, обсуждается предоставление государствам-членам ЕС расширенных правовых полномочий для досмотра подозрительных судов в открытом море.

Хотя 19-й пакет санкций официально еще не обнародован, глава европейской дипломатии Кая Каллас подтвердила завершение работы над документом. В фокусе новых ограничений — дополнительные барьеры для поставок нефти, меры против танкеров «теневого флота», а также действия против банков, участвующих в этих операциях.

2. Прецеденты задержаний

Практика силового противодействия уже имеет прецеденты. В апреле 2024 года эстонские Силы обороны задержали танкер Kiwala, следовавший в Россию. По официальной версии, целью была проверка документов и юридического статуса судна, которое, по утверждению МИД Эстонии, вошло в территориальные воды без флага и страховки и находилось под санкциями ЕС.

Еще один инцидент произошел 1 октября у берегов Франции, недалеко от Сен-Назера. Французские военные остановили для осмотра танкер Pushpa под флагом Бенина, который следовал из российского Приморска в индийский Вадинар. Длительный дрейф и отказ судна подчиняться командам привели к вмешательству властей.

3. Мнение экспертов: санкции и возможные ответные меры

Вопрос о том, приведут ли новые санкции к военному патрулированию или останутся точечными мерами, «Свободная Пресса» обсудила с экспертами.

Константин Симонов, директор Фонда национальной энергетической безопасности, считает, что анонсированные меры не несут серьезной угрозы. По его мнению, обойти санкции возможно, поскольку они в основном запрещают заход в европейские порты. Судна «теневого флота» могут следовать напрямую к покупателям, например, в Индию, или использовать метод перевалки «борт в борт» в открытом море, вне юрисдикции ЕС.

Эксперт подчеркивает, что с юридической точки зрения действия «теневого флота» не нарушают Конвенцию ООН по морскому праву, если суда не заходят в территориальные воды других государств. Он оценивает предыдущие задержания (Эстонией и Францией) как точечные и в некоторых случаях неправомерные с точки зрения международного права. Симонов отмечает, что если подобные инциденты примут массовый характер, России, возможно, придется использовать «силовые аргументы» для защиты своих интересов.

Василий Дандыкин, военный эксперт, капитан 1-го ранга запаса, не исключает сценария военного патрулирования маршрутов «теневого флота» с привлечением военных кораблей и авиации. Однако, по его оценке, пока действия Запада больше напоминают «политику устрашения», а не системную кампанию.

4. Экономические последствия и пределы давления

Алексей Белогорьев, ведущий специалист Института по мировому рынку газа, полагает, что новые санкции ЕС вряд ли принесут что-то принципиально новое, способное серьезно повлиять на транспортировку российской нефти. Основные издержки уже заложены в стоимость, а обходные пути существуют. По его мнению, реальное влияние на продажи оказывают только вторичные санкции США, направленные на импортеров.

Эксперт делает важный вывод: у ЕС практически не осталось экономических рычагов давления, и в арсенале остаются лишь силовые, полицейские методы задержания. Однако такие действия сопряжены с высокими рисками. «В случае неправомерного задержания судов с российской нефтью, там могут получить морской бой на Балтике», — предупреждает Белогорьев.

Таким образом, ужесточение санкционной политики ЕС в отношении «теневого флота» создает почву для потенциальной эскалации. В то время как Брюссель ищет способы усилить давление, Москва и эксперты указывают на ограниченную эффективность таких мер и предупреждают о возможных силовых ответах в случае перехода от точечных инцидентов к системному противостоянию в акваториях.

Последние новости о рынке нефти, газа, а также стоимости бензина и дизеля, — в теме «Свободной Прессы».

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: Борьба ЕС против теневого флота с российской нефтью может закончиться ответным огнем наших кораблей.