Кому выгодно, а кому нет разблокировка железнодорожной инфраструктуры Закавказья

Азербайджан готов пропускать российскую продукцию в Армению, заявил вице-премьер Алексей Оверчук.

«Два дня назад азербайджанская сторона нам подтвердила возможность использования железных дорог Азербайджана для транзита российской продукции через территорию Азербайджана на Армению. В этом смысле у нас тоже есть очень интересные подвижки. Сейчас «Российские железные дороги» вместе с коллегами в регионе решают вопросы, как организовать эти перевозки. Одновременно соответствующие поручения нами даны по линии министерства сельского хозяйства для того, чтобы осваивать этот новый логистический маршрут, — рассказал он.

Ранее президент АР Ильхам Алиев рассказал, что Баку будет пропускать в Армению казахские грузы, в частности зерно. То есть Армения выходит из блокады? Скоро можно будет снова доехать из Москвы в Ереван на поезде? Или пока рано об этом говорить?

— После распада СССР Азербайджан оказался монополистом в вопросе полноценного железнодорожного сообщения Закавказья с Россией, — говорит историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба Александр Дмитриевский.

— Всем известно, что курсирование поездов через Абхазию окончательно прекратилось летом 1992 года в связи с началом вооружённого конфликта и перспектив восстановления не имеет.

Более того участки железной дороги, примыкавшие к пограничной между Грузией и Абхазией реке Ингур разобраны с обеих сторон.

В советское время был проект соединения североосетинского города Алагир с Цхинвалом в Южной Осетии железнодорожной линией, которая должна была проходить параллельно Транскавказской автомагистрали (ТрансКАМ), но он остался на бумаге.

В качестве слабой альтернативы маршруту через Азербайджан можно назвать паромную переправу между российским Порт-Кавказ на Таманском полуострове и грузинским городом Поти, но мощности обслуживающих её судов невелики, а кроме того работающие на линии паромы не предусматривают возможности пассажирского сообщения.

Тем не менее долгое время основную массу перевозимого на этой линии составлял грузопоток между Россией и Арменией.

Ещё одним вариантом грузоперевозок между Россией и Арменией является Военно-Грузинская дорога, и здесь автотранспорт вполне конкурирует с железной дорогой.

Единственный минус этого маршрута — сильная зависимость от лавинной опасности на перевалах в холодное время года. Кстати, ТрансКАМ в этом плане в разы безопаснее, но после 2008 года он используется только для связи с Южной Осетией.

Транзит через Грузию — единственная реальная возможность сухопутного сообщения Армении с Россией. Через Иран — далеко и дорого, причём только автомобилем (железнодорожного сообщения у Армении с Ираном нет, зато оно есть у Азербайджана) плюс не обойтись без морского участка по Каспию в связи с тем, что Туркменистан проводит политику жёсткой самоизоляции и неохотно разрешает транзит по своей территории.

Обратите внимание: Какие отношения могут быть между Россией и Европой? кому это выгодно? Что же будет дальше?!.

Ну и обход Каспийского моря по суше — ещё то удовольствие, делающее перевозку золотой в буквальном смысле этого слова.

«СП»: Скоро ли по-вашему может отправиться первый поезд Москва — Ереван, да ещё и с выбором — через Тбилиси ехать или через Баку?

— Чтобы это произошло, нужен всего лишь один пустяк — в корне поменять всю систему исчисления межгосударственных тарифов на пассажирские перевозки в странах постсоветского пространства. Не все из нас представляют, что если мы едем из одной страны бывшего СССР в другую, то тариф за расстояние пути исчисляется в швейцарских франках по определённой ставке, после чего пересчитывается в местные валюты.

И получается так, что за проезд полусотни километров между двумя городами по разные стороны границы приходится пассажиру раскошеливаться на такую же сумму, за которую можно проехать пятьсот километров внутри страны.

В результате такой тарифной политики получается, что лететь самолётом или ехать автобусом оказывается в разы выгоднее.

— Сейчас основной путь для поставок товаров между Россией и Арменией — грузовым автотранспортом через территорию Грузии, — напоминает политический аналитик Михаил Нейжмаков.

— Среди проблемных моментов использования этого маршрута — периодическое перекрытие движения, прежде всего из-за снежных заносов в холодное время года.

«СП»: Маршрут через Азербайджан выгоднее, чем через Грузию. Долгие годы, учитывая отношения России и Грузии — безусловно было так. Но сегодня у нас с Баку едва ли не такие же проблемы, как с Тбилиси…

— Если железнодорожный маршрут, связывающий Россию, Азербайджан и Армению будет восстановлен, возможные охлаждения между Москвой и Баку могут создавать риски для его функционирования, но, скорее всего, не слишком длительные.

Обратим внимание, что даже на пике кризиса в российско-азербайджанских отношениях летом 2025 года в августе состоялось заседание Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между государствами, где обе стороны говорили о необходимости продолжения диалога в экономической сфере.

Конечно, стороны, скорее всего, рассматривали это мероприятие как шанс для подготовки к «разрядке» по политическим вопросам.

Но и намерение не терять выгоду в рамках экономических, в том числе, транспортно-логистических проектов (как МТК «Север-Юг») там также присутствовало.

При этом не разрешенные до конца разногласия между Баку и Ереваном и вполне возможные внутриполитические кризисы, через которые может проходить Армения, могут замедлять реализацию практических мер для возобновления такого сообщения.

«СП»: Насколько, по-вашему, реально запустить по новой железнодорожную сеть на Кавказе, существовавшую во времена СССР?

— В августе 2025 года президент Азербайджана Ильхам Алиев говорил о возможности завершения строительства азербайджанского участка железнодорожной линии до границы с Арменией в 2026 году.

Никол Пашинян примерно в тот же период упоминал о возможности, что у России могла бы возникнуть «заинтересованность в инвестициях с целью восстановления» части железнодорожной инфраструктуры в Армении, в том числе до границы с Азербайджаном. Но на тот момент более конкретных данных по поводу таких перспектив приведено не было.

В случае с Арменией стоит учитывать и политический фактор — приближение парламентских выборов, которые должны пройти в июне 2026 года.

Хотя тема реализации транспортных инфраструктурных проектов в стране наверняка будет подниматься Николом Пашиняном в ходе предвыборной гонки, на время решающего этапа этой кампании и, возможно, после нее, когда будет решаться вопрос о новом составе правительства, переговоры на эту тему, в том числе, с потенциальными инвесторами, могут замедлиться.

«СП»: Кому это будет выгодно, а кому нет? Кто и как будет противиться?

— Понятно, что диверсификация транспортных коммуникаций Армении будет задевать экономические интересы Грузии. Но вряд ли Тбилиси будет как-то влиять на этот процесс.

Скорее, главным вызовом для реализации планов восстановления железнодорожного маршрута, связывающего Россию, Азербайджан и Армению будет инерция, в том числе, связанная с необходимостью поиска финансовых средств на восстановление необходимой инфраструктуры.

«СП»: В азербайджанских тг-каналах пишут, что прорыв блокады Армении сработает на Пашиняна, поскольку армянскому обществу, который привыкнет к свободному доступу в Армению товаров из внешнего мира, будет уже тяжело расстаться с этим. Выходит, нам это невыгодно? Едва ли Москва стала бы подыгрывать Пашиняну остаться еще на один срок…

— Николу Пашиняну на пути к парламентским выборам-2026 действительно важно продемонстрировать практические результаты переговоров с Баку, которые в том или ином виде влияли бы на повседневную жизнь широкой общественности.

В этом контексте он и его сторонники вполне могут апеллировать к темам, так или иначе связанным с разблокированием коммуникаций в регионе.

Скажем, сторонники премьера Армении могут заявить, что возможность транзита грузов в эту страну через Азербайджан (в том числе, благодаря восстановлению железнодорожного сообщения с этой страной в будущем) потенциально может означать снижение цен на некоторые виды товаров, предложение которых внутри страны таким образом увеличится.

В целом разблокирование транспортных коммуникаций в регионе в чуть более отдаленной перспективе действительно может привести к постепенному укреплению в Армении лобби (в том числе из представителей бизнеса), ориентированного на развитие отношений с Баку и Анкарой.

Логика действий России здесь, скорее всего, будет строиться на необходимости сохранения собственного экономического влияния в Армении, в том числе, путем участия в крупных инвестпроектах и, по возможности, защиты интересов ориентированного на Москву местного бизнеса.

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: Кому выгодно, а кому нет разблокировка железнодорожной инфраструктуры Закавказья.