Пропавшие после ударов США по крупнейшим объектам иранской ядерной программы 400 кг обогащенного до 60% урана находятся там же, где они были до атак. Об этом в интервью Al Jazeera рассказал глава иранского МИДа Аббас Арагчи.
Дипломат пояснил, что «почти все» эти материалы лежат «под обломками» разрушенных в результате ударов предприятий.
«Мы не собираемся извлекать их из-под обломков, пока они не будут готовы. Конечно, мы не знаем, сколько из этих 400 килограммов уцелели, а сколько потеряно, и мы не узнаем, пока не вытащим их из-под завалов», — подчеркнул министр.
Арагчи также оценил ущерб от ударов США по иранским ядерным объектам как «великий» и сообщил о разрушениях зданий и оборудования, однако он отметил, что технологии «не разрушены».
«Наша решимость не исчезла, и даже после войны она возросла», — заявил он.
Как так? А ведь сразу после американских атак власти Ирана заявляли о незначительном ущербе. Кроме того, тогда же в СМИ появились видеозаписи, сделанные накануне ударов по объектам иранской ядерной программы в Фордо, Исфахане и Натанзе, на которых виден вывоз грузовиками, предположительно, ядерных материалов в безопасное место.
Доктор политологии Университета Зальцбурга, старший преподаватель кафедры теории и истории журналистики Филологического факультета РУДН, эксперт РСМД Камран Гасанов также считает заявление Аракчи странным.
— Получается, что иранцы говорят, с одной стороны, какие американцы плохие, смотрите, из-за того, что они нанесли удары, обогащенный уран находится под землей, его достать очень тяжело, это может привести к техногенной катастрофе.
Но, с другой стороны, они дают понять, что американцы с израильтянами не достигли своей цели, обогащенный уран там, и этот уран может быть использован для создания ядерной бомбы. Иран также заявляет об ужесточении своей позиции.
На деле, я думаю, все это — элемент торга, вряд ли они будут сейчас резко, как минимум при правлении Трампа, создавать ядерную бомбу, если, конечно, Трамп каким-то образом не переизберется на новый срок. Потому что нынешнее руководство Ирана хотело бы договориться о снятии санкций, а если они создадут бомбу, тогда американцы будут с ними обращаться как с Северной Кореей.
«СП»: Но Северную Корею никто не решается бомбить, и это огромный плюс. Может, бомба все же нужна?
— Иран близко находится к созданию бомбы. Но еще, видимо, есть надежда на отмену санкций…
— Независимо от того, как на самом деле обстоят дела с материалами, которые могут быть использованы для ядерной программы, официальным лицам Ирана объективно выгодно представлять ситуацию именно в таком ключе — что в настоящий момент эти материалы не доступны, но вполне могут быть извлечены в будущем, — считает директор по аналитическим проектам Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков.
— При этом Аббас Аракчи не сказал, по сути, ничего нового по сравнению с тем, о чем публично заявляли представители западных спецслужб, в том числе, представляющие государства, не вовлеченные в ирано-израильскую эскалацию в июне 2025 года («12-дневную войну»). Например, шеф Генерального директората внешней безопасности Франции Николя Лернер в своем интервью в июле 2025 года упоминал, что у Ирана может оставаться 450 кг обогащенного урана, хотя часть этих материалов может быть повреждена или уничтожена.
Полную картину, что же произошло с ядерными материалами, которыми мог обладать Иран, сейчас восстановить трудно.
Например, распространение версий, что Иран смог заранее вывезти со своих ядерных объектов часть обогащенного урана или необходимого оборудования, может быть выгодно как Тегерану для «сохранения лица», так и сторонникам более жесткой линии в отношении ИРИ в США и Израиле — как аргумент, что «расслабляться нельзя».
«СП»: Для чего Аббас Аракчи вообще сделал заявление об уране? Могли бы ничего и не говорить…
— Это вполне может быть очередным сигналом Вашингтону о готовности к диалогу, пусть и через посредников. Недаром тот же Аббас Аракчи говорил, что в Тегеране «готовы говорить о причинах беспокойства в отношении нашей ядерной программы».
Кроме того, серия заявлений иранских официальных лиц в последнее время, затрагивавших перспективы ядерной программы, также может быть косвенным напоминанием и для партнеров Ирана, что ресурсы и политическая воля на реализацию амбициозных проектов у него еще есть.
Можно вспомнить, что не так давно о готовности восстановить объекты, связанные с ядерной программой, упоминал и президент Ирана Масуд Пезешкиан.
«СП»: Иранцы говорят о намерении продолжать ядерную программу. А они не боятся, что американцы снова нанесут удары?
— Вероятно, в Тегеране могут рассчитывать, что внимание США сейчас отвлечено на другие направления, например, Венесуэлу. Конечно, наземная операция американских войск против Венесуэлы по-прежнему остается не очень вероятной на ближайшее будущее. Однако для США переключить публичное внимание на Тегеран сейчас — значит, ослабить давление на Каракас.
Израиль же сегодня, насколько можно судить, настроен ключевые усилия направить скорее на максимальное ослабление «Хезболлы» и «ХАМАС».
Опять же, и США, и Израиль будут опираться на данные своих спецслужб, а не на публичные заявления из Ирана.
«СП»: Ранее в правительстве Ирана заявили, что МИД страны получил послание о начале диалога по новой ядерной сделке. Действительно американцы к этому готовы? Станут ли иранцы снова доверять американцам после бомбардировок? Кто может дать какие-либо гарантии, и существуют ли в теории гарантии, через которые очередной Трамп не переступит?
— У Дональда Трампа пока нет стремления глубоко вовлекаться в ситуацию вокруг Ирана. Поэтому в ближайшее время Белый дом вполне может пытаться обыграть эту ситуацию, как признак результативной политики Трампа на этом направлении.
Впрочем, сторонники более жесткой линии в отношении Ирана (в том числе, в Республиканской партии) будут периодически напоминать о себе. Для Тегерана же переговоры (пусть даже ведущиеся через посредников) будут означать, как минимум, шанс, что давление на него может быть ослаблено.
«СП»: А что Россия и Китай? Есть ли смысл Москве и Пекину прилагать какие-то миротворческие усилия, которые, кажется, имеют немного шансов на успех?
— Поскольку пока эскалации вокруг Ирана не происходит, США вряд ли будут привлекать настолько влиятельных посредников, скорее, пользуясь другими каналами для контактов с Тегераном…
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: США так и не смогли предотвратить создание Тегераном ядерной бомбы. Что дальше?.