Россию, похоже, ставят перед выбором: либо она делится с Центральной Азией своим запасами питьевой воды, либо в ближайшие десятилетия ее территории затопит волна мигрантов в 100 миллионов человек.
Доцент Ташкентского филиала РЭУ им. Плеханова, доктор философских наук, политолог Равшан Назаров прямо так и заявил: «Сегодня регион Центральной Азии насчитывает 80 миллионов человек, и это население растет. Если Россия не поделится сибирскими водами, ее ждет наплыв 100 миллионов беженцев».
Что касается непосредственно перспективы «переселения» в Россию такого гигантского количества уроженцев южных республик и конкретной словесной формы, в которую она была облачена, то все эксперты по миграционной политике, опрошенные «СП», единодушно назвали подобный сценарий, мягко говоря, бредом, а говорящего, мягко говоря, не вполне адекватным самопиарщиком.
— Подобные безответственные заявления следует воспринимать с большой долей критики, — подвела, в частности, мнения коллег под общий знаменатель завлабораторией экономики народонаселения и демографии экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидат экономических наук Ольга Чудиновских.
— Во-первых, подобные высказывания с нотами шантажа — «либо вы загубите свою экологию поворотом рек, либо мы вас задавим живой силой» — неприемлемы. Во-вторых, для этого просто нет никаких оснований.
«СП»: Поясните.
— Климатическая или экологическая миграция в мире — явление, конечно, весьма распространенное. Однако мировой опыт показывает, что в первую очередь угроза засух или наводнений, а также других природных бедствий ведут прежде всего к перераспределению населения внутри страны. А если и возникают какие-то внешние потоки «экологических беженцев», то направляются они в приграничные районы соседних стран. У России же с Узбекистаном общих границ нет. Это во-первых.
Во-вторых, перспективы экологической ситуации в Центральной Азии — это прерогатива прежде всего экологов. Но развитие событий с экологией в негативном ключе в этих странах в целом вполне спокойно можно предвидеть и предупредить их наиболее опасные и сложные сценарии. В-третьих, в самом Узбекистане и всех странах Центральной Азии вместе взятых не наберется 100 млн человек, которые вдруг, что называется, одним махом поедут почему-то исключительно в Россию.
К тому же, резюмировала Ольга Чудиновских, не надо забывать и о том, что наше миграционное право — отнюдь не «дикое поле», у России здесь есть как минимум четко определенные законодательством возможности и ограничения на примем мигрантов, в том числе и вынужденно покидающих страны своего проживания.
Но вот то, что скорее всего послужило питательной средой для беспардонно возмутительного в глазах подавляющего большинства россиян высказывания Равшана Назарова, вызывает куда большее беспокойство, чем скандальный самопиар одного узбекского доцента.
Начнем с того, что бывшие советские республики уже довольно давно, фигурально выражаясь, «звонят во все экологические колокола» по поводу стремительного обезвоживания Центральной Азии.
В частности, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев даже предлагал подключить к решению проблемы Организацию тюркских государств (ОТГ), а западные (конкретно — американские) экологи уже стали не только завсегдатаями, но даже и инициаторами всевозможных мероприятий по спасению экологии Приаралья и Каспия, а также кураторами соответствующих проектов научно-технической разведки в регионе.
На этом фоне Российская академия наук (РАН) тоже начала практическое обсуждение вероятности переброски части стоков некоторых сибирских рек в Центральную Азию.
Подобный проект поворота сибирских рек в южные республики в свое время всерьез рассматривался во времена СССР. Базируясь на предложениях русских ученых XIX века по улучшению климата южных регионов Российской империи, он предполагал, например, направлении части стоков Иртыша, Оби, Тобола, Ишима и других сибирских рек в Челябинскую, Курганскую и Омскую области, а также Казахстан, Узбекистан и Туркменистан.
Минводхозом СССР даже планировалось строительство грандиозной системы каналов и водохранилищ с целью открытия судоходства по маршруту Карское море—Каспийское море—Персидский залив (канала «Азия). Из всего задуманного удалось реализовать только оросительно-обводнительный канал Иртыш — Караганда (1968 год), но в 1986 году, после многолетней резонансной общественной и экспертной критики, от всех планов решено было полностью отказаться под благовидным предлогом неподъемной для тех времен стоимости проекта.
В октябре 2008 года к возрождению этой идеи попытался вернуться покойный мэр Москвы Юрий Лужков, однако тогда член-корреспондент РАН Виктор Данилов-Данильян раскритиковал ее в пух и прах, заявив, что подобные проекты лишь в редких случаях оказываются экономически приемлемыми, а строительство только главного канала из многих по проекту обошлось бы Росси минимум в 300 миллиардов долларов США, и для работы его насосных станций потребовалось бы порядка 10,2 миллиарда киловатт-часов электроэнергии в год.
Теперь же Отделение наук о Земле РАН задумалось о проработке научной составляющей проекта переброски части стока Оби в Узбекистан по сети подземных полимерных трубопроводов протяженностью свыше 2 000 км, а академия предлагает Минобрнауки включить их финансирование в госплан.
Вроде бы идея благая.
Обратите внимание: Очередные антироссийские санкции уже не смогут нанести ущерб экономике России.
Но вот только ли борьбой за экологию руководствуются лидеры государств Центральной Азии? И она ли вообще стоит за всей этой суетой?Снижение уровня Каспия, например, ставит под прямую угрозу нефтедобычу в регионе.
А еще — морскую логистику между Кавказом и Средней Азией, а значит — и планы глобалистов по налаживанию работы транспортных коридоров в обход России, отметил, в частности, tg-канал «Рыбарь».
«Учитывая „успехи“ Трампа в прокладывании маршрута в честь себя, на Западе будут сделать все, чтобы Каспий жил. Двигать тему можно и дальше — для давления на Россию в части использования её водных ресурсов, что показывает активизация дискуссий о „развороте сибирских рек“ и ответственности России за использование главного источника питания Каспия — Волги. Зато азербайджанские компании под контролем британцев и дальше будут уничтожать экологию Каспия, а обращать внимание на это никто не будет», — размышляют его авторы.
«Осознайте следующий факт: текущая площадь России более 17,1 млн км². 65% территорий России — это вечная мерзлота, — рассуждают авторы tg-канала «Несерьезный МИД». — Следовательно, например, при глобальном потеплении нас ожидает оттаивание 65% от 17,1 миллионов квадратных километров (берём за минимум по текущим цифрам). В России начнет оттаивать территория, которая больше по размеру, чем США или Канада. Очень вкусный кусок с пресной водой, не говоря уже об имеющихся в эксплуатации на данный момент ресурсах.
Поэтому одна из задач того же Запада — отжать у нас Арктику и создать вокруг России определенные блоки, у которых, разумеется, впоследствии можно будет легко отжать ресурсы, которые мы так щедро сейчас предлагаем всякими безумными проектами и «помощью», которая, в свою очередь, вероятно будет обесценена неблагодарными «просителями» [конец цитаты].
В свете этих рассуждений и становится ясно, почему при вроде бы нейтральной политической риторике на высшем уровне мы уже устали считать раздающиеся из уст уроженцев центральноазиатских республик ультимативные заявления со плохо скрываемыми (а то и вообще открытыми) угрозами из серии «Россия должна то-то и то-то, а иначе…». Очевидно, Запад, предвидя скорое иссякание своих прокси-сил на Украине, теперь заходит с азиатского подбрюшья, науськивая своих новых аватаров.
Мы-то, может быть, по-братски и не против поделиться водой с постсоветским пространством (хотя, если честно, нашим академикам было бы куда уместней задуматься о переброске воды в тот же Крым или изнемогающий от жажды Донбасс, где жители наших новых регионов до сих пор перебиваются водой в прямом смысле слова из луж). Даже ценой ухудшения жизни коренных россиян и огромного урона собственной экономике.
Только вот что от нас тогда вскоре могут потребовать бывшие «братья по Союзу», все более плотно запутывающиеся в тенетах глобалистов? Лес? Нефть и газ? Земли? Самое себя?
И кто в итоге этим всем этим будет пользоваться? Вопрос остается открытым.
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: В России вновь ожила идея поворота поворота сибирских рек в Среднюю Азию. Казалось бы, при чем тут Трамп?.