Законно ли требовать маску у покупателей и отказывать им в обслуживании

Законно ли требовать маску у покупателей и отказывать им в обслуживании

Добрый день, сегодня мы поговорим о том, как государство ужесточает меры наказания, в связи с нахлынувшей второй волной коронавируса. С недавнего времени во всех супермаркетах, малых торговых точек, то и слышно «Наденьте маску! Нас штрафуют» - вплоть до того, что кассиры и вовсе отказываются обслуживать покупателей без масок. Мне стало интересно, а законны ли вообще такие действия и действительно так серьёзно могут наказать работников магазинов или организацию?

  • Что нам на сегодняшний день говорит законодательство

За нарушение региональных требований по обязательному ношению масок полагаются санкции по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ – это предупреждение либо штраф, налагаемый:

  • на граждан – в сумме от 1000 до 30 000 рублей;
  • на должностных лиц – от 10 000 до 50 000 рублей;
  • на ИП – от 30 000 до 50 000 рублей;
  • на ЮЛ – от 100 000 до 300 000 рублей.

Если нарушение привело к причинению вреда здоровью человека или имущества, то применяют ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ. Это будет штраф, налагаемый:

  • на граждан – от 15 000 до 50 000 рублей;
  • на должностных лиц – от 300 000 до 500 000 рублей (либо запрет на деятельность на 1-3 года);
  • на ИП и юрлиц – от 500 000 до 1 000 000 рублей (либо приостановление деятельности на период до 90 дней).

Указанные федеральные нормы применяются в большинстве субъектов РФ. В свою очередь, в ряде регионов при несоблюдении масочного режима предусмотрены свои штрафы. Например:

  • В Москве – п. 2 и 3 ст. 3.18.1 КоАП Москвы (закон Москвы № 45 от 21.11.2007). Размер штрафа для граждан – 4000 рублей, и 5000 рублей при повторном нарушении. Санкции для юрлиц и должностных лиц в этой части не предусмотрены.
  • В Московской области штрафы установлены п. 2 и 3 ст. 3.6 КоАП МО (областной закон от 04.05.2016 № 37/2016-ОЗ). Санкции в области аналогичны столичным – штраф составит 4000 рублей для граждан (5000 руб. при повторном нарушении). Для юрлиц «масочных» санкций в области нет.
  • В Свердловской области – ст. 38 Закона Свердловской области от 14.06.2005 № 52-ОЗ. Здесь штрафные санкции за нарушение региональных норм, направленных на профилактику и устранение коронавируса, есть и для граждан – 3000 - 5000 рублей (при любом нарушении), и для должностных лиц (50 000 – 100 000 рублей), и для организаций (500 000 – 1 000 000 рублей).

Как мы видим штрафы довольно серьёзные, как и на физические лица, так и на организацию и в данный момент число проверок увеличилось в разы. Ежедневно выписываются сотни протоколов.

  • Другой вопрос: Даже в столь серьёзных условиях, законен ли отказ продавца обслуживать человека без маски?
Законно ли требовать маску у покупателей и отказывать им в обслуживании

В обычных условиях за отказ обслужить покупателя организацию могли бы оштрафовать на сумму от 300 до 500 тыс. рублей. По действующему Гражданскому кодексу магазин обязан продать потребителю товар, если он есть в наличии, а у покупателя достаточно денег для оплаты. Причем штраф магазин получил бы от того же самого Роспотребнадзора.

Но в условиях пандемии ведомство решило внести коррективы. В мае оно выпустило письмо, в котором разъяснило: правило о недопустимости отказов надо применять с учетом санитарных ограничений, введенных в каждом регионе.

«Отказывать в обслуживании из-за отсутствия маски можно. Региональные власти вправе принимать нормативные акты, устанавливающие правила поведения в режиме повышенной готовности. Одним из таких правил является: обязать граждан при посещении объектов розничной торговли использовать средства индивидуальной защиты. Поэтому если такой нормативно-правовой акт принят, подобное требование должно соблюдаться», – объясняет доктор юридических науки и адвокат Ольга Рогачева из адвокатской конторы «Бородин и партнеры».

При этом важно, действует ли на территории, где выписываются штрафы, режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. «Если говорить об отказах покупателям в обслуживании в магазинах без маски, то в отсутствии режимов ПГ и ЧМ они представляются незаконными, ущемляющими права граждан как не основанные на законе»

  • Могут ли оштрафовать продавца или организацию из за покупателя который не соблюдает масочный режим?

Как нам разъясняют в Минпромторге- Организация не может отвечать за действия покупателя, но она обязана создать все условия, чтобы исключить возможность распространения коронавируса.

Что это значит? - это означает, что в магазине должны соблюдаться все правила предусмотренные законном:

1. Повесить объявление о масочном режиме

2. Раздавать бесплатно маски на входе, ну или хотя бы продавать на кассах

3. Делать устные замечания

Самый верный способ для сотрудников магазина, это вызвать полицию и тогда штраф уже придётся платить нарушителю, который отказывается соблюдать масочный режим, Но на практики такие случаи единичны, либо сотрудники не хотят терять клиентов и рискуют получить штраф, либо из за собственной лени не хотят этим заниматься и пускают всё на авось, в любом случае если организация и сотрудники с ответственностью отнесутся к данному вопросу, получить штраф будет практически невозможно.

Надеюсь статья окажется для кого то полезной, если у кого то уже случались подобные ситуации, пишите в комментарии, интересно послушать как это происходит на практике!!!