Современная Россия переживает период глубокой самоидентификации, находясь на историческом перепутье. После распада СССР и хаотичных 1990-х годов страна утратила чёткие идеологические ориентиры, что породило множество противоречивых трактовок её пути.
1. Многоликая реальность: три взгляда на эпоху
Для одних период с 2000-х годов ознаменовался укреплением «вертикали власти» и становлением системы, которую можно охарактеризовать как автократию без явной идеологии, следующую принципам Realpolitik — политики, основанной на практических интересах, а не на абстрактных идеалах.
Другие видят в эти годы расцвет олигархических структур и бюрократического аппарата, при котором криминальные схемы передела собственности 1990-х не исчезли, а трансформировались, приняв более системный и государственно-ориентированный характер.
Третьи интерпретируют этот период как время социального консерватизма — поиска «третьего пути», пытающегося синтезировать отдельные достижения советской эпохи с реалиями нового времени, создавая уникальную модель управления, отличную и от социализма, и от либерализма.
Каждая из этих точек зрения содержит долю истины, однако ключевой вопрос остаётся открытым: какова же сегодня национальная идея России? В этом эссе предпринята попытка проанализировать текущее состояние и предложить возможные векторы для её формирования.
2. Идеология в условиях запрета: концепция «суверенной демократии»
Несмотря на формальный запрет государственной идеологии, за последние два десятилетия в России сформировалась интересная концепция — «суверенная демократия», ассоциируемая с Владиславом Сурковым. Если США продвигают свою глобальную гегемонию через экспорт либерально-демократических ценностей, то Россия сталкивается с беспрецедентным внешним давлением. В этих условиях был сформулирован ответ: уровень демократии в стране определяют её собственные граждане, а не зарубежные рейтинговые агентства или НПО. Эта идея легитимирует политическую систему, адаптируя универсальное понятие демократии к национальным особенностям и суверенитету.
Однако «суверенная демократия» — это скорее защитный, оборонительный концепт. Для активной роли на мировой арене России необходима идея, пригодная не только для внутреннего потребления, но и для экспорта. Здесь можно рассмотреть два перспективных направления.
3. 1. Консерватизм как ответ Западу
На фоне радикализации левых движений и распространения идей «культурного марксизма» на Западе набирает силу феномен либеральной цензуры. Через корпоративные политики и медиа-повестку правые консерваторы по всему миру сталкиваются с репрессиями, в то время как радикальные движения часто героизируются. Россия, в силу своей истории, в значительной степени избежала этих процессов. В советский период вопросы позитивной дискриминации решались скорее в экономической, а не в культурной плоскости, а после его распада эта тема утратила актуальность. Российское общество в массе своей не прошло через этап активной героизации феминистских, ЛГБТ- или сепаратистских движений, рассматривая подобные вопросы с позиций здравого смысла и традиционных ценностей.
В Восточной Европе (Польша, Венгрия) уже наблюдается консервативный поворот и переосмысление либерального наследия. Россия, исторически бывшая частью европейской цивилизации, но с особым, «восточным» укладом, могла бы возглавить этот тренд. Уже сегодня многие на Западе начинают уважать Россию за приверженность традициям и суверенитет. Страна могла бы предложить миру альтернативную модель — не гедонизм и мультикультурализм, а сохранение идентичности и новый пассионарный импульс. Эта идея выглядит крайне перспективной как для внутренней консолидации, так и для внешнего позиционирования.
4. 2. Realpolitik: гениальность и сложность
Realpolitik, или политика, основанная на трезвом расчёте и национальных интересах, — пожалуй, самая универсальная и эффективная идеология. Её главный недостаток — крайняя сложность публичного провозглашения. Любое общество держится на определённых моральных принципах, и в условиях необходимости постоянной легитимации власти тонкая грань между цинизмом и прагматизмом легко стирается.
Тем не менее, при грамотном объяснении и высоком уровне доверия к государству (этатизма) в России, эту доктрину можно было бы ратифицировать. Популярность идеологий часто зависит от конъюнктуры: кризисы усиливают левые настроения, а рост налогов — правые. Эта нестабильность мешает выработке последовательного курса, а избиратели не всегда способны отличить объективные вызовы от ошибок управления. Внешнеполитические решения, требующие сложных дипломатических манёвров, часто подвергаются необоснованной критике.
Предлагаемая идея заключается в разделении полномочий: народ через демократические институты определяет стратегические цели, а технократы-профессионалы реализуют их, опираясь на реальную картину мира, а не на электоральные циклы. В эпоху информационных войн такой подход был бы крайне актуален. Однако его крайне сложно «продать» как западному обществу, воспитанному в духе вильсонианского идеализма, так и части отечественного электората. Поэтому, несмотря на свою привлекательность, эта концепция уступает в практической реализуемости идее консерватизма.
Автор: Преображенский Степан
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: Национальная идея.