Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого
Древнегреческий философ - Сократ
В последнее время в современной России большое внимание уделяется грамотности, правовой грамотности, финансовой, информационной. Существуют различного рода федеральные, а также национальные проекты, способствующие развитию той самой грамотности. Должного внимания не уделяется формированию, так называемой политической грамотности, не существует и не существовало никаких проектов, способствующих ее развитию. Также стоит сказать, что в списке проектов по 12 направлениям стратегического развития, установленным Указом Президента России от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», нет ни единого упоминания о целях развития грамотности населения, будь оно правовым или финансовым, информационным или политическим.
Отметим, что в отношении некоторых из перечисленных видов грамотности проводится периодический мониторинг, например, в мае 2017 года Аналитическим центром НАФИ совместно с Национальной Юридической Службой АМУЛЕКС был проведен всероссийский опрос, итоги которого свидетельствуют о том, что россияне не склонны защищать свои «бытовые» права, большинство опрошенных, а именно 74% ничего не делают в том случае, если их права нарушаются. Также в 2018 году был проведен Всероссийский правовой диктант, средний уровень грамотности участников составил 67%.
Но нет ни единого исследования в отношении политической грамотности. Следовательно, уделяется недостаточное внимание ее развитию и формированию, что подтверждает тезис, сформулированный ранее.
Для начала разберемся в том, что же такое политическая грамотность и что выступает в качестве источника ее формирования.
Дадим определение понятию «политическая грамотность». Некоторые ученые утверждают, что это некий набор политических компетенций, также некоторые говорят о том, что это не только набор знаний в области политики, необходимых для ориентации в процессах, происходящих внутри государства, но и умение правильно ими пользоваться, но единого и авторитетного понятия не существует.
В Толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова раскрывается смысл слова «политический», что означает «относящийся к деятельности органов государственной власти и государственного управления, отражающий общественный строй и экономическую структуру страны, а также деятельность партий и других организаций, общественных группировок, определяемая их интересами и целями», в свою очередь «грамотность» - «это умение читать и писать». Следовательно «политическая грамотность» — это набор основных компетенций в отношении понимания деятельности органов государственной власти и государственного управления, умение правильно пользоваться, распоряжаться и интерпретировать свои политические права.
В статье Дарьи Александровны Бурдиной дано более полное определение понятия «политическая грамотность», раскрывающееся следующим образом, «это уровень обществоведческих знаний, умений и навыков политической деятельности, нравственных и гражданских качеств личности, позволяющий ей сознательно участвовать в политической жизни общества».
Рассмотрим также источники формирования политической грамотности. Формирование политической грамотности происходит с инициативы самих граждан и государства в целом, скорее со стороны государственных органов и органов государственного управления. В качестве фактических источников, рассмотренных на примере Российской Федерации можно выделить Международные договоры, Конституцию Российской Федерации, Федеральные Конституционные законы, Федеральные законы и исторически сложившиеся традиции, обычаи и устои и т.д., то есть это все то, что имеет вес в политической сфере жизни общества, регулирует ее, формирует. Как уже было сказано ранее инициатива должна также исходить со стороны общества, особенно в том случае, если оно позиционируется как гражданское.
Следует отметить, что взаимодействие и его эффективность государства и общества в целом определяется уровнем политической компетентности граждан, данное взаимодействие особенно актуально для стран с демократическим политическим режимом. В рамках современной России можно отметить факт незаинтересованности государства в формировании, так называемых политических компетенций они формируются лишь в период предвыборной компании, агитации и т. д. Политическая грамотность оказывает прямое влияние на реализацию базовых ценностей и принципов жизни общества, например, верховенство закона, приоритет человека, а также его неотчуждаемые права и свободы.
Политическая компетентность также, как и политическая грамотность в своей основе берут начала от так называемой политической социализации, результатом которой должен стать человек, член гражданского общества, осознающий себя субъектом политики и несущий ответственность за реализацию своих решений и политических прав.
Но выгодно ли это государству? Аналитики уверены, что апатичное состояние общества современной России имеет наибольшую выгоду для буржуазной власти, чем действительно активно настроенное гражданское общество, которое к тому же имело бы аппозиционные цели.
Обратите внимание: Очередные антироссийские санкции уже не смогут нанести ущерб экономике России.
Рост осознанности и гражданской активности непременно привел бы к угрозе стабильности власти и государства. Практичнее иметь максимально инертных граждан, которые не способны верить во что-либо, которые заняты сами собой.В связи с этим, власти сознательно стимулируют и поддерживают эти настроения в обществе, проводя либерально-демократическую идеологию в своем политическом курсе, всячески влияя на результаты выборов, а также иных политических процессов. По мнению большинства экспертов, маловероятно, что в ближайшие годы ситуация изменится и политическая активность россиян вырастет. Более того, общество, скорее всего, погрузится в еще большую апатию.
Результаты прошедших выборов в большей степени дают понять, что граждане не верят в то, что они могут что-то изменить, многие не верят в свои силы и в то, что их голос может иметь решающее значение, а это соответственно лишает граждан абсолютно любой мотивации к дальнейшим проявлениям гражданской позиции, что свидетельствует о низком уровне политической грамотности и низком уровне развития политических компетенций. Аналитики также утверждают, что снижение активности будет происходить и далее и этот показатель будет превосходить все предыдущие. Россия получит несколько лет общественного застоя, если то самое гражданское общество не изменит своего отношения к политическим процессам. Опасность социальной апатии состоит в том, что она, как болезнь, распространяется на все сферы жизни общества. Депрессия и ощущение безнадежности, как раковая опухоль, затрагивают все — культуру, экономику, политику, а также социальную сферу. Равнодушие россиян к общественной жизни может в итоге сыграть злую шутку с властью. Апатично настроенное население перестанет воспринимать экономические стимулы, а потому выходить из экономического кризиса с индифферентным обществом будет невозможным. С такой социальной апатией очень сложно будет выстраивать траекторию развития. Именно поэтому апатия российского общества опаснее социального взрыва.
Низкая политическая грамотность граждан напрямую связана с неудовлетворенностью жизнью и ростом протестных настроений. Таким образом, важнейшей задачей государства является повышение уровня политической грамотности населения. Только при наличии основательных, базовых знаний политической практики, усвоении ценностей гражданского общества можно надеяться на формирование по-настоящему демократического государства, способного к постоянному совершенствованию каждой из сфер жизни общества.
В отношении проблем, затронутых в данной статье, хотелось бы предложить ряд решений:
- прежде всего, необходимо начать формировать политическую культуру, грамотность, а также политические компетенции с т. н. «школьной скамьи»;
- соответственно в качестве инициатора данных нововведений должно выступить Министерство высшего образования и науки Российской Федерации;
- в связи с этим, педагогический состав, также должен сформировать эти компетенции, посредством повышения квалификации и расширения списка квалификационных требований предъявляемым к учителям;
- формирование политической грамотности, а также политическая социализация должны происходить на базе высших учебных заведений;
- развитие политической грамотности в итоге должно стать одной из ключевых целей молодежной политики России;
- необходимо разработать национальный или федеральный проект в отношении политической грамотности, политических компетенций, по аналогии с проектом, направленным на формирование компетенций, связанных с финансовой и правовой грамотностью.
Политические знания имеют сегодня важнейшее значение для каждого человека, вне зависимости от его возраста, пола, расы, социального статуса или иных характеристик, поскольку, живя в обществе, в государстве, он неизбежно будет взаимодействовать с другими людьми, с различного рода органами власти и государством в целом. Без обладания достаточным количеством компетенций, человек, как личность очень рискует стать, так называемой, «разменной монетой» в политической «игре», превратиться в «игрушку» в руках наиболее активных в политическом отношении сил.
Автор: Лу
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.