Эта статья родилась из желания высказаться о бурных общественных дискуссиях вокруг поиска альтернатив государственной символике для российских спортсменов на международных соревнованиях. Давайте разберём ситуацию по порядку и рассмотрим её с разных сторон.
1. Эпизод I. Истоки запрета
Чтобы понять контекст, нужно вернуться к недавним событиям. 17 декабря 2020 года Спортивный арбитражный суд (CAS) в Лозанне поддержал решение Всемирного антидопингового агентства (WADA). Согласно вердикту, России на два года запрещено использовать свою государственную символику — флаг и гимн — на крупнейших мировых стартах, включая Олимпийские игры и чемпионаты мира. Также стране временно запрещено принимать у себя турниры такого уровня. Интересно, что изначальные требования WADA были вдвое жёстче — четырёхлетний срок и усиленный антидопинговый контроль, но суд их смягчил, что в России было воспринято как частичная победа.
2. Эпизод II. Первые шаги под новыми знамёнами
Практическое воплощение решения началось 13 января 2021 года на чемпионате мира по гандболу в Египте. Российская сборная выступила под названием «Команда Федерации гандбола России», а вместо национального триколора использовался логотип федерации. Это задало тон: многим спортивным федерациям пришлось в срочном порядке искать замену официальным символам. Чаще всего в качестве гимна звучали мелодии, утверждённые самими федерациями, хотя на некоторых турнирах российским атлетам всё же удавалось выступать под своим флагом. Одним из самых запоминающихся моментов того периода стало награждение лыжника Александра Большунова после победы в престижной гонке «Тур де Ски».
3. Эпизод III. Музыкальный выбор, вызвавший споры
12 февраля 2021 года конькобежка Ангелина Голикова завоевала золото на чемпионате мира в Херенвене (Нидерланды). На церемонии награждения вместо российского флага подняли полотнище Союза конькобежцев России, а вместо гимна прозвучал фрагмент Первого концерта для фортепиано с оркестром Петра Ильича Чайковского. Именно этот выбор классической музыки в качестве замены гимну и стал поводом для жарких общественных дебатов, которые и побудили автора к написанию данной статьи.
4. Эпизод IV. Общественная реакция и поляризация мнений
Обсуждение этого решения развернулось, в частности, на популярном спортивном ресурсе Sports.ru. Автор статьи отмечает, что площадка часто становится местом для выражения либеральных взглядов, приводя в пример замену официального флага Белоруссии на оппозиционный. Дискуссия о музыке Чайковского выявила глубокий раскол в обществе.
В комментариях многие пользователи критиковали выбор, называя его устаревшим и проявлением «квасного патриотизма». Были и те, кто предлагал в качестве гимна современные популярные треки, например, группы LittleBig, аргументируя это их международной известностью.
Однако нашлись и защитники традиционного подхода, ратующие за такие символы, как песня «Катюша», считая их неотъемлемой частью культурного кода.
5. Краткие выводы: в поисках национальной идентичности
Каждый волен делать свои выводы. Автор выражает сожаление, что часть общества готова заменить государственные символы на что угодно, лишь бы это было «не как у всех», и проводит параллель с советскими спортсменами, которые с гордостью несли свой флаг, не склоняя его даже перед монархами. Он задаётся вопросом, поступили бы они так же, выступая под музыку Чайковского.
Критика же в адрес произведений, прославивших Россию на весь мир, кажется автору за гранью разумного. Он указывает на парадокс: те, кто обвиняет «Катюшу» в избитости, не замечают, что Первый концерт Чайковского — такой же мировой хит в классической музыке, который от частого использования тоже может вызывать усталость. В подтверждение приводится цитата из книги пианиста Андрея Гаврилова, который отмечает, что чрезмерное использование этого концерта на официальных мероприятиях привело к его дискредитации в глазах части публики и даже к восприятию за рубежом как символа «великодержавного шовинизма».
Первый концерт Чайковского сегодня — шлягер. Ни одно другое классическое произведение не играют так часто, в том числе и на всевозможных конкурсах. Это бесконечное повторение дискредитировало, измучило прекрасное, нежнейшее произведение. Злоупотребление первым концертом в СССР и в России на всяческих торжественных, в прошлом — коммунистических, сейчас — патриотических, празднествах привело к тому, что у многих русских людей концерт набил оскомину, а за рубежом его зачастую даже принимают за некий музыкальный апофеоз русского великодержавного шовинизма.
Автор заключает, что спор о символах — это лишь верхушка айсберга. Общество расколото, и это раскол проходит через все его слои. Люди с противоположными взглядами учатся и работают бок о бок, что создаёт напряжённость. В этой ситуации поиск замены гимну на спортивной арене превратился не просто в административную задачу, а в лакмусовую бумажку для гораздо более глубоких вопросов о национальной идентичности, патриотизме и культурном наследии в современной России.
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: Ура-патриотизм в виде "Катюши".