Автор: Александр Дугин
Аналитический центр Катехон - Русский Имперский Ренессанс
1. Идеи монархизма в русской эмиграции и советской России
В советский период в самой России Логос Аполлона, олицетворяющий государственное и имперское начало, был практически уничтожен. Однако в среде белой эмиграции его отголоски сохранились, хотя и оказались на периферии. Основной вектор эмигрантской мысли был задан буржуазно-либеральными и демократическими идеями, которые на короткое время восторжествовали в России после Февральской революции 1917 года. Тем не менее, можно выделить три значительных интеллектуальных направления, где сохранялись и развивались традиционные для России идеи:
- Монархизм,
- Православная философия,
- Евразийство, ставшее продолжением идей славянофилов.
2. Монархия как предмет философского осмысления
До 1917 года самодержавие было настолько естественной и неотъемлемой частью русской жизни, что редко становилось предметом глубокого теоретического анализа. Либеральные круги, находившиеся под влиянием Запада, выступали за ограничение или упразднение монархии, в то время как консерваторы чаще всего защищали её с позиций традиции, порядка и практической целесообразности управления огромной страной. Глубокого философского обоснования монархическому строю не хватало.
3. Лев Тихомиров: путь от народовольца к идеологу монархизма
Исключением на этом фоне стал Лев Тихомиров (1852–1923). Его интеллектуальный путь уникален: начав как убеждённый революционер-народоволец, призывавший к цареубийству, он позднее радикально пересмотрел свои взгляды. Опубликовав покаянный манифест, Тихомиров стал одним из ведущих теоретиков русского консерватизма. Его близость к Константину Леонтьеву и следование классической аполлонической традиции государственного Логоса позволили ему подойти к монархии не как к простой традиции, а как к системе, требующей метафизического и религиозного обоснования.
4. «Монархическая государственность»: социология, философия и религия
Главным трудом Тихомирова стала книга «Монархическая государственность». Это был первый в России всесторонний социологический анализ монархизма как общественно-политической системы, неразрывно связанный с философскими и религиозными основаниями. Тихомиров проследил историю монархии от Рима и Византии до Российской империи, детально разобрал эволюцию русского строя от Киевской Руси до Романовых и дал оценку трудам русских консерваторов, от славянофилов до Леонтьева.
5. Баланс свободы и порядка: основа политической философии
Исходным пунктом для Тихомирова стал вечный баланс между свободой личности и общественным порядком, который возможен только в иерархии. Он, вслед за А.С. Хомяковым и К.С. Аксаковым, строго различал сферу личного (основанную на свободе и нравственном выборе) и сферу общественного (требующую иерархии и подчинения). Общество, как целое, по своей природе иерархично. Однако человеческая иерархия качественно отличается от природной, поскольку строится свободными личностями, стремящимися к высшей цели — «правде».
«Порядок есть первая, наиболее насущная потребность рождающегося общества... Для создания же этого порядка необходимо, чтобы некоторая власть, способная к принуждению, привела произвольные личные хотения к подчинению некоторым общеизвестным и общеобязательным нормам. Таким образом, власть необходима», — писал Тихомиров.
«Правда» — это телос, конечная цель человеческого существования, определяющая его религиозную и этическую ориентацию. Стремление к правде легитимирует такое государственное устройство, которое направлено к этой высшей цели. Государство, таким образом, получает онтологическое основание в самой природе человека и его свободе.
6. Три типа монархии: от деспотии к самодержавию
Тихомиров предложил чёткую классификацию монархических форм правления:
- Монархия деспотическая — временная диктатура, часто возникающая в чрезвычайных обстоятельствах. Лишена духовного телоса и справедливости, превращается в тиранию (аналог «суверенной диктатуры» у Карла Шмитта).
- Монархия абсолютистская — более устойчивая, часто династическая форма. В ней присутствует единство правителя и подданных, но отсутствует трансцендентное, религиозное измерение. Это власть, зависящая только от себя самой.
- Монархия самодержавная (истинная) — вершина монархической мысли Тихомирова. Это общество, организованное по вертикали, уходящей в Небо. Самодержавие религиозно по своей природе, его миссия — соединить земное и небесное, направить общественную жизнь к трансцендентной правде. Подчинение в такой системе уподобляется монашеской аскезе и является апофеозом человеческой свободы, обращённой к Богу.
7. Царь и иерархическое общество
В системе самодержавия фигура царя — это не просто правитель, а архетип человеческой личности, ориентированной к Небу. Это антропологический образец, представляющий весь народ как коллективную личность перед Христом, в духе византийской традиции. Вокруг этой оси выстраивается иерархия сословий: чем выше положение, тем ближе к царю и «правде», тем больше личное приносится в жертву общественному. Высшие сословия (аристократия) живут интересами государства, а рядовые граждане обладают большей личной свободой, но меньшей властью и ответственностью. Эта модель напоминает идеальное государство Платона, где земной порядок отражает небесные идеи.
8. Земский собор и социальные проекты
Тихомиров считал Земский собор ключевым институтом, призванным на каждом историческом этапе легитимировать самодержавие как религиозно-нравственную систему, а не просто династический институт. Земство же должно было стать органом местного самоуправления, решающим локальные вопросы. Стремясь гармонизировать общество, Тихомиров даже пытался организовать монархическое рабочее движение, которое боролось бы за права рабочих, не противопоставляя себя царской власти, а укрепляя её легитимность. Он также оказал влияние на аграрные реформы П.А. Столыпина, предлагая сохранить элементы общинного самоуправления.
9. Понятие нации и его противоречия
В своих социологических построениях Тихомиров использовал западное понятие «нация», что стало слабым местом его теории. Он определял нацию как совокупность племён или народ, объединённых материально или нравственно, внутри которого возникает потребность в государстве. Однако, включая в это понятие элементы традиционного общества (народ, земля, сословия), он невольно заимствовал и индивидуалистическую основу западного национализма. Это противоречие отдаляло его теорию от более глубоких интуиций славянофилов и Леонтьева и позднее проявится в работах Ивана Ильина.
10. Исторический пессимизм и эсхатология
К концу жизни Тихомиров, разочарованный неспособностью режима Николая II к реформам, погрузился в исторический пессимизм. Его интерес сместился в сторону эсхатологии, что нашло отражение в труде «Религиозно-философские основы истории». Тихомиров рассматривал историю как борьбу христианства с древним язычеством, которое, по его мнению, возродилось в Новое время в форме оккультизма, материализма, либерализма и демократии, подготавливая приход Антихриста.
11. Семь Церквей Апокалипсиса и миссия России
Следуя православной традиции, Тихомиров делил историю после Христа на семь периодов, соответствующих семи Церквам из Апокалипсиса. Если Запад уже давно пребывал в упадочной «Сардийской» эпохе, то Россия, по его мнению, задержалась в «Фиатирской» — эпохе христианской государственности. Однако и её время подходило к концу. Свою миссию Тихомиров видел не в охране уходящей «Фиатирской» парадигмы, а в революционном прыжке через «Сардийский» упадок к «Филадельфийской» Церкви — краткому периоду восстановления идеального православного порядка, то есть истинного самодержавия. Его монархизм был направлен в будущее, это была попытка воли, стремящейся возродить полноту Традиции накануне конца истории.
Финальным произведением Тихомирова стал апокалиптический роман «В последние дни», где в художественной форме описывается приход Антихриста и битва при Армагеддоне. С мыслью о «Филадельфийской» Церкви, к установлению которой он стремился, Лев Тихомиров и завершил свой путь.
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: Лев Тихомиров: основы трансцендентальной монархии.