И это заключительная статья о династии Австрийских Бабенбергов, здесь мы в кратце пройдемся по людям и событиям, которые династия успела сотворить, а также заденем тех, кого не смогли в прошлых статьях, всё это будет сделано для полноты картины.
История создания.
Поводом к созданию триптиха стала канонизация одного из представителей Бабенбергов, маркграфа Леопольда III Благочестивого , состоявшаяся 6 января 1485 года . Это стало завершением длительного процесса, начавшегося в 1358 году и приведшего к накоплению источников о жизни и благочестии этого «доброго правителя». Хотя почитание Леопольда III началось вскоре после его смерти в 1136 году , оно становилось всё сильнее после канонизации и привело к значительному увеличению числа паломников к могиле маркграфа в монастыре Клостернойбург, который он основал в 1114 году . Чтобы ознакомить преимущественно неграмотных пилигримов с происхождением и житием нового святого, тогдашний настоятель монастыря решил как можно более жизненно и наглядно воспроизвести семейную историю пресекшейся в 1246 году династии в монументальном панно.
В 1485 году австрийский историк и генеалог Ладислаус Сантхайм получил заказ на составление научного труда по истории рода Бабенбергов и провел необычайно тщательную для того времени ревизию многочисленных архивных источников. Его исследование, напечатанное в Базеле в 1491 году , сформировало документальную основу для живописной работы. Ханс Парт, упоминаемый как автор картины в архивных документах монастыря, предположительно возглавлял мастерскую, в которой трудились несколько художников (это объясняет некоторые стилистические различия во фрагментах).
Триптих был изначально установлен рядом с могилой Святого Леопольда, вероятно просто на полу — что негативно повлияло на сохранность нижней части панно, которая страдала от сырости. Это потребовало неоднократных реставраций, так что о первоначальном виде картины можно только гадать. Выполненный сперва на дереве, триптих был перенесен на холст в 1843 году и выставлялся в различных помещениях монастыря (в том числе в библиотеке и сокровищнице). Реставрация 1861 года , когда нижняя часть панно была переписана поверх, была особенно значительной. Глубокая реставрация, основанная на современных методах, была выполнена в 1951 -1965 годах . Она показала что оригинальная позднеготическая живопись в нижней части картины не сохранилась, поэтому там были оставлены дорисовки 1861 года. Итак, начнём.
В правом нижнем углу вне медальонов изображена легенда об обретении основателем династии титула маркграфа Восточной марки , будущей Австрии . По одному из вариантов предания, король Германии и император Священной Римской империи Оттон II Рыжий во время охоты сломал свой лук, но верный вассал отдал господину взамен свой собственный, из которого монарх убил оленя. По другой версии, лук сломался в момент, когда на короля напал разъяренный вепрь, и лишь в последний момент император смог спасти свою жизнь, убив животное из лука, переданного будущим маркграфом. Леопольд в благодарность за помощь был одарен титулом.
На переднем плане военные походы Леопольда I против венгров, извечных внешнеполитических врагов Империи того времени, на заднем плане изображен монастырь в Мельке.
Дело в том, что с начала XI века Мельк был центром власти правящей в Австрии в 976 — 1246 годы династии маркграфов и герцогов Бабенбергов . Здесь находилась главная усыпальница Бабенбергов, а 13 октября 1014 года в Мельк перенесли мощи св. Коломана . Рукописи из монастырской библиотеки указывают на то, что уже при маркграфе Австрии Леопольде I Мельк был своего рода пфальцем, содержащимся пресвитерией , то есть путевым опорным пунктом (дворцом/замком), где останавливались путешествующие особы правящей династии и — реже — высшие церковные чины.
На заднем плане слева — Штоккерау , справа — мученичество св. Коломана .
О жизни св. Коломана известно крайне мало (житие было написано через 30 лет после его гибели). Считается, что он происходил из ирландского или шотландского княжеского рода (позднейшая традиция называла его сыном ирландского правителя Маэлсехнайлла мак Домнайлла , чему нет прямых доказательств), и был убит по дороге в Иерусалим 17 июля 1012 возле Штоккерау . В это время Австрия была полем войны между императором Генрихом Святым и польским князем Болеславом Храбрым . Коломан, не знавший немецкого языка, попал в руки одной из воюющих партий, был принят за шпиона-чеха, и после мученических пыток повешен на бузине , между двух разбойников . Тело Коломана, принятого за преступника, по тогдашнему обычаю не было похоронено, и в течение полутора лет не подверглось разложению. Чудеса, связанные с покойным, заинтересовали церковь, и он был захоронен с почестями в базилике Штоккерау.
В 1014 году Генрих I (маркграф Австрии) также заинтересовался почитаемым в народе Коломаном и устроил вскрытие склепа Коломана в Штокерау; мощи вновь оказались нетленными. 13 октября 1014 Генрих перезахоронил их в Мельке .
На заднем плане изображен Трир. В 1028—1030 годах Поппо совершил паломничество на Святую землю с монахом Симеоном Трирским . После смерти Симеона в 1035 году , спустя небольшое время архиепископ Поппо сделал представление в Рим о канонизации затворника. Что и было сделано папой римским Бенедикт IX . Эта канонизация стала второй в истории папства .
С 1037 года до своей смерти в 1047 г. Поппо был занят расширением и украшением Трирского собора . Во время осмотра строительства 16 июня 1047 года архиепископ Поппо умер.
Похоронен в церкви Святого Симеона в Трире, которую он основал.
Здесь изображена сцена охота. На сколько мы помни из прошлой статьи, Эрнст попытался укрепить своё положение, женившись на Гизеле Швабской, но его правление не было ознаменовано хоть чем-то, кроме рождения двух сыновей, оба правили Швабией после него. Эрнст I умер на охоте.
На переднем плане — убийство во время охоты. На заднем плане — замок Фалькенштейн в Шварцвальде .
Эрнст II воевал против своего отчима, Императора Конрада II, за что поплатился в итоге жизнью. Эрнст II "умер" на охоте. Скорее всего, Император устроил заговор с целью убийства своего пасынка.
А в Фалькенштейне Эрнст II вынужден был жить грабежами и разбоем из-за того, что не захотел воевать со своим бунташным другом - Вернером Тургауским.
Траурная процессия через Альпы в сопровождении императора Конрада II и императрицы Гизелы, отчима и матери Эрнста II и Германа IV .
Герман IV, брат Эрнста II, также был противников Конрада II и безуспешно воевал с отчимом, умер во время эпидемии.
Герман IV был похоронен в Кафедральном соборе Святого Виргилия , так как жара помешала привезти его останки в Германию .
На переднем плане — очередная война с венграми. На заднем плане — монастырь в Мельке (передача реликвий Святого Креста ).
Адальберт вёл нескончаемые войны с Венграми и как защитник пограничных земель, то есть как маркграф, и как участник полноценной войны, которую объявлял Конрад II аж два раза.
Хоть Леопольд и не был Бабенбергом по отцу, он был им по матери, происходил из рода фон Траунгауер. На полотне он изображен в военном лагере во время очередной войны с венграми.
Также известно, что правление Леопольда в Штирии продолжалось недолго и было отмечено покровительством монастырям ( Санкт-Ламбрехт , Глейнк ), причём сам маркграф смог добиться от архиепископа Зальцбурга назначения его фогтом Санкт-Ламбрехта и других земель зальцбургской епархии в Штирии и Каринтии, что значительно улучшило финансовое состояние казны графства.
На переднем плане — Саксонское восстание . На заднем плане — монастырь в Мельке (с Копьем Маврикия и Чашей Ульриха).
Был крайне лояльным вассалом и принимал участие на стороне Императора в подавлении Саксонского восстания и в войне против Папы Римского.
При нём монастырь в Мельке получили реликвии Копьё Маврикия и Чашу Ульриха.
На них не будем особо заострять внимание, так как они обоснованно являются вымышленными персонажами из-за того, что источники, которые повествуют о их жизни противоречат официальной истории династии Бабенбергов.
На полотне Альбрехта на переднем плане — передача власти над Австрией между братьями. На заднем плане — замок Пернегг .
А на полотне Поппо из Трира На переднем плане — отправка Аццо фон Куэнринга в Австрию. На заднем плане — Трир.
Всё это, скорее всего, выдумки рода Куэнрингов, конкурентов Бабенбергов на определенном этапе их правления. Цель проста - очернить династию.
На переднем плане — битва при Майльберге с Вратиславом II Чешским . На заднем плане — монастырь в Мельке (пришествие бенедиктинцев ) и замок Гарс-ам-Камп .
В отличие от своих предшественников, Леопольд II порвал с традиционной верностью маркграфов Австрии императору Священной Римской империи и в 1078 году вмешался в борьбу за инвеституру на стороне вельфов и папы римского против императора Генриха IV . Это привело в 1079 году к вторжению имперских войск в Австрию и её разорению.
Леопольд II был вынужден подчиниться Генриху IV, однако в 1081 году он вновь присоединился к герцогу Вельфу I Баварскому . Император вступил в союз с Чехией , пообещав князю Вратиславу II уступить ему австрийские земли. В 1082 году в Австрию вторглись чешские войска и разбили Леопольда II в битве при Майлберге . Маркграф был вынужден бежать из страны.
В 1084 году Леопольду II удалось примириться с императором, и он был восстановлен на австрийском престоле. Правда, ему пришлось уступить ряд территорий в южной Моравии чешскому князю.
На переднем плане — с двумя рано умершими сыновьями (Адальберт Благочестивый и Эрнст Юноша). На заднем плане — основанные Леопольдом монастыри Клостернойбург, Хайлигенкройц и Кляйн-Мариацелл .
На полотне не отражено такое важное событие, как участие Леопольда III в удачном восстании против Императора, но, действительно, он основал крайне важные для того времени перечисленные монастыри, а также активно поддерживал церковь в сложное для неё время, время борьбы за инвеституру, за что и был прозван Святым.
Адальберт Благочестивый ни чем особо не запомнится кроме того, как участвовал в бите против претендента на Венгерский престола Бориса Коломановича, что собственно и изображено на полотне.
Умер позже отца, однако,вопрос почему он не занял престол Австрии, остаётся открытым.
Тут изображена Осада Регенсбурга. Леопольд активно поддерживал своего единоутробного брата в борьбе с Вельфами, герцогами Баварии, в итоге он и получил это герцогство. Регенсбург - важный Баварский город.
На заднем плане — Фрайзинг, где Оттон обитал и творил весомую часть своей жизни.
Сызмальства добровольно решив посвятить себя богу, около 1126 года стал пробстом монастыря Клостернойбург , основанного в 1114 году близ Нойбурга его отцом маркграфом Леопольдом. Не позже 1130 года принял духовный сан .
Между 1127 и 1132 годами получил образование в Париже , возможно, в Сен-Викторском аббатстве , а также в Шартре. Достоверных свидетельств о том, что он учился там у таких известных философов и теологов , как Гуго Сен-Викторский , Гильберт Порретанский и Тьерри Шартрский , не имеется, однако значительное влияние их трудов на формирование его исторических, богословских и философских взглядов не вызывает сомнений .
С 1133 года подвизался в цистерцианском монастыре в Моримонте (графство Бургундия ), где в 1138 году стал настоятелем . В том же году был избран епископом Фрейзинга (Бавария).
Находясь на своём посту, развил кипучую деятельность, реформировав монастыри и покровительствуя наукам и образованию, прививая во Фрайзинге парижскую схоластику и философию Аристотеля . Активно защищал земельные владения и имущественные права своей обители от судебных приставов баварского пфальцграфа Оттона I Виттельсбаха , за что подвергался с его стороны нападкам и унижениям.
Трижды, в 1141-1145 годах, от имени своего брата короля Конрада III , был посланником при папском дворе , а в 1147-1149 годах сопровождал его во Втором крестовом походе , откликнувшись на призыв Бернара Клервоского . Во время похода на юге Малой Азии близ Лаодикеи возглавляемый им отряд повергся нападению сельджуков , а сам Оттон едва не лишился жизни.
От имени своего племянника Фридриха I, выступал посредником в конфликте между баварским и австрийским герцогами, а затем и между самим императором и папой Адрианом IV . В 1157 году присутствовал на заседании рейхстага в Безансоне.
Умер 22 сентября 1158 года по дороге на заседание капитула в аббатстве Сито .
На заднем плане — Зальцбург . Занимал крайне сложную позицию во время борьбы за инвеституру, из-за чего должен был поплатиться владениями, которые раздали баронам, а вскоре и сам Зальцбург сгорел, винят в этом одного из немецких графов, что правил не далеко от Зальцбурга.
Еще один сын Леопольда Святого, здесь изображена сцена охоты, ведь я думаю после прочтения всех статей, вы поймете, что умирать на охоте в процессе заговор или нет, это добрая средневековая традиция, которые эталонные Бабенберги не могли не соблюсти.
На переднем плане — плавание в Святую землю ( Второй крестовый поход ). На заднем плане — основанная Генрихом базилика Шоттенкирхе в Вене .
Генрих II был активным крестоносцев и борцом с Вельфами, продолжительный династический конфликт остановил Фридрих I Барбаросса, Император Священной Римской Империи, отдав Баварию Вельфам, а Австрии "Малую привилегию" которая обеспечила независимость от Баварии и подняла статуса маркграфства до герцогства.
Также Генрих II перенес столицу в Вену, где основал "Шотландский" монастырь.
На полотне изображено принятие красно-бело-красного знамени от императора Генриха VI.
Леопольд сделал много чего полезного для своих владений, также он был известным врагом Ричарда I, которого по итоге пленил, когда тот возвращался из Святой Земли, а потом еще и получил огромнейший выкуп.
Скорее всего, именно с него и началось использование знамени, которое сейчас изображено на флаге современной Австрии.
На переднем плане — поход в Моравию против Собеслава II Чешского . На заднем плане — Мёдлинг .
После смерти Генриха Язомирготта Леопольд вступил на престол Австрийского герцогства и назначил своего младшего брата герцогом Мёдлинга. Сам титул «герцог Мёдлинга» (Dux de Medelich ) может ввести в заблуждение, так как Мёдлинг никогда не был отдельным герцогством, хотя им и правили Генрих Старший и его сын Генрих Младший. В управление Генриху была отдана территория от Лизинга , сегодня входящего в состав Вены, и до Брук-ан-дер-Лайта . Генрих Старший продолжил строительство замка неподалеку от Мёдлинга , который затем был расширен его сыном.
Генрих Старший мало интересовался военными делами и посвящал себя больше культуре и искусству. Долгое время его гостем был известный миннезингер Вальтер фон дер Фогельвейде. Под покровительством Генриха Старшего Мёдлинг пережил свой расцвет, став одним из центром культуры и искусства.
В 1179 году Генрих женился на Риксе (или Раиксе), дочери Владислава II , короля Чехии, от второй жены Ютты Тюрингской . У пары родился один ребенок, сын Генрих Младший, занявший после смерти отца престол Мёдлинга. В 1182 году Рикса умерла. Генрих второй раз не женился.
Генрих после смерти был захоронен рядом с Риксой в усыпальнице рода Бабенбергов в монастыре Хайлигенкройц .
Слева — сцена охоты. Справа — замок Лаксенбург . Генрих Младший поправил после своего отца еще тринадцать лет, но детей не имел, поэтому после этого герцогство Мёдлинга вернулось в руки Австрийского герцога.
Резиденция его находилась в Лаксенбурге, а умер он, как и подобает уважающему себя Бабенбергу, на охоте.
На переднем плане — возвращение тела герцога в Австрию из Немецкого крестового похода . На заднем плане — плавание в Святую землю .
Фридрих правил всего три года и чего-то важного для Австрии сделать не успел, он больше запомнился, как крестоносец, правда погиб в Крестовом походе довольно быстро.
На переднем плане — ребенок оставлен учителями без присмотра. На заднем плане — Клостернойбург. Тут всё прозаично, Леопольд рос и воспитывался в Клостернойбурге, где оставшись без должного присмотра, погиб при стечении случайных трагических обстоятельств, он упал с дерева.
На переднем плане — заключение мира в Монтекассино . На заднем плане — основанные Леопольдом монастырь Лилиенфельд и Винер-Нойштадт .
Расцвет Австрийского государства Бабенбергов пришёлся на время правления Леопольда VI (1198—1230). Бурно развивались города, торговля и горное дело, велось замковое и церковное строительство, двор герцога превратился в культурный центр Южной Германии.
Справа — осада Хайнбурга . Слева — бегство герцогини Феодоры. Генрих Жестокий являлся наследником Леопольда Славного после смерти своего старшего брата в ходе несчастного случая, однако, он поднял восстание против своего отца, но вскоре вынужден был сдаться, он помог сбежать своей матери из Хайнбурга.
С отцом он примирился, но в ходе совместного путешествия по Швабии, скончался. После его смерти, наследником стал Фридрих - последний мужчина из династии Бабенбергов.
На переднем плане — битва на Лейте . На заднем плане — Вена. Фридрих II с самого начала правления вступил в конфликт с Императором, за что по итогу поплатился, однако, гораздо интереснее его отношения с соседями, венграми и чехами, с которыми он изначально воевал, но после вступил в союз против Императора, а потом снова оказался в состоянии войны.
Битва на Лейте с венгро-чешскими войсками хоть и оказалась победоносной для Австрии, оказалась трагичной для Бабенбергов, последний мужчина из этой династии погиб в бою.
Позади осталась столица Вена, основанная Бабенбергами, которая и сейчас является Австрийской столицей.
Особенности исполнения.
На центральной панели триптиха в круглых медальонах изображены 27 представителей Дома Бабенбергов. Перечень начинается в центре нижней части с маркграфа Леопольда I Прославленного и заканчивается в правом верхнем углу герцогом Фридрихом II Воителем . Примечательно, что правители изображены не по пояс и со своими гербами (как присуще средневековой генеалогической живописи), а в полный рост на фоне важных сцен из их жизни.
Другое новшество по сравнению с традиционным средневековым подходом — широкое использование и достоверность пейзажей некоторых исторических мест. Топографически точные ландшафты смешаны с частично или полностью выдуманными. Например, вид Вены в медальоне Фридриха II относительно достоверен, вид монастыря Клостернойбург в медальоне Леопольда Дитяти очень схематичен, вид гавани в медальоне Фридриха I Католика сочинён художником.
Боковые панели.
На двух боковых панелях изображены в общей сложности 46 жен и дочерей представителей династии Бабенбергов, представленных традиционно для средневековых родословных деревьев — по пояс и со своими гербами. В отличие от центральной, на боковых панелях портреты не упорядочены. Кроме того, предположительно женские лица выполнены не тем же самым художником, что мужские. В любом случае, в XIX веке изображения женщин были значительно изменены и нет уверенности в том, как они выглядели изначально. Особый интерес представляют женские одеяния, так как дамы нарисованы в костюмах XV века , а не соответствующей эпохи.
Обширная география происхождения герцогинь демонстрирует брачную политику Бабенбергов как наглядный пример подхода аристократии к этому вопросу в эпоху Высокого Средневековья . Браки заключались не только с представительницами других герцогских родов, но также и с принцессами из королевских династий Венгрии и Чехии , и даже дочерьми германских и византийских императоров (например, Феодора Комнина , жена Генриха II, или Феодора Ангелина , жена Леопольда VI).
В правой панели визуально выделена Агнесса фон Вайблинген , жена Леопольда III Святого, ради почитания которого и было создано это произведение искусства. Пышная корона подчеркивает её статус как дочери германского императора Генриха IV . Модель монастыря Клостернойбург в её руках напоминает, что Агнесса наряду с мужем является его соосновательницей.
В левой панели особенно интересна Гертруда Австрийская , которая после смерти последнего мужского представителя Бабенбергов, своего дяди Фридриха II, стала основной претенденткой на его наследство.
Последние слова.
Итак, вот и закончена трилогия статей о славном роде - Бабенбергах. Династия, которая стала популярной для изучения еще в XV веке благодаря канонизации Леопольда III, конечно, после прочтения можно неоднозначно относиться к определенным личностям из этого рода, но в целом, можно сказать, что Бабенберги были одной их лучших династий Европы, которая, к сожалению, ушла в закат почти восемь веков назад, но о них до сих пор помнят в их родной стране, а что еще нужно гордым и могущественным Бабенбергам, надеюсь вам понравился цикл статей, всего хорошего.
А, да, чуть не забыл, помните, что Бабенберги - это крайне каноничных для средневековых мерок род хотя бы по причине того, что у них была традиция - умирать на охоте в неподходящий момент, а также то, что старшие братья часто не имели детей, поэтому после их смерти, он передавался младшим, которые добивались больших успехов... Спасибо за внимание!
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: Родословное древо Бабенбергов.