Эта статья завершает цикл об австрийской династии Бабенбергов. В ней мы кратко рассмотрим ключевых представителей рода и важнейшие события их правления, а также коснемся тех аспектов, которые не были освещены ранее, чтобы создать целостную картину истории этой семьи.
1. История создания триптиха
Идея создания монументального триптиха возникла после канонизации маркграфа Леопольда III Благочестивого 6 января 1485 года. Этот акт стал кульминацией длительного процесса, начавшегося еще в 1358 году, в ходе которого собирались свидетельства о жизни и добродетелях этого правителя. Хотя почитание Леопольда III началось практически сразу после его кончины в 1136 году, именно официальное признание святости привело к резкому увеличению потока паломников в основанный им монастырь Клостернойбург. Чтобы наглядно и доступно рассказать в основном неграмотным пилигримам о происхождении и деяниях нового святого и его рода, угасшего в 1246 году, настоятель монастыря заказал создание масштабного живописного панно.
В 1485 году австрийский историк Ладислаус Сантхайм получил задание подготовить научный труд по генеалогии Бабенбергов. Его скрупулезное исследование, основанное на архивных документах и опубликованное в Базеле в 1491 году, стало фундаментом для художников. Непосредственным создателем картины считается Ханс Парт, который, судя по всему, руководил целой мастерской — этим объясняются заметные стилистические различия между отдельными фрагментами работы.
Изначально триптих размещался у гробницы святого Леопольда, вероятно, прямо на полу, что привело к повреждению нижней части от сырости и потребовало многократных реставраций. Первоначально написанный на дереве, он был перенесен на холст в 1843 году. Особенно значительной была реставрация 1861 года, когда нижние участки были практически полностью переписаны. Современная научная реставрация, проведенная в 1951–1965 годах, показала, что оригинальная позднеготическая живопись в нижней части утрачена, поэтому было решено сохранить дорисовки XIX века.
2. Легенды и история рода
В правом нижнем углу, за пределами медальонов, изображена легенда об основании династии. Согласно преданию, император Оттон II во время охоты сломал лук, и его верный вассал (будущий маркграф) подал ему свой. Благодаря этому император смог убить оленя (или, по другой версии, спастись от разъяренного вепря). В благодарность за помощь вассал был пожалован титулом маркграфа Восточной марки, из которой впоследствии выросла Австрия.
На переднем плане следующей сцены изображены военные походы Леопольда I против венгров, которые в то время были главными внешнеполитическими противниками Империи. На заднем плане виден монастырь в Мельке, который с начала XI века стал духовным и властным центром Бабенбергов. Здесь находилась их главная усыпальница, а в 1014 году сюда были перенесены мощи святого Коломана. При Леопольде I Мельк служил пфальцем — опорным пунктом, где останавливались путешествующие представители правящей династии.
На заднем плане слева изображен Штоккерау, а справа — мученичество святого Коломана. Об этом святом известно мало: он был, вероятно, ирландским или шотландским паломником, убитым в 1012 году по подозрению в шпионаже. Его нетленное тело было обнаружено позже и с почестями захоронено, а в 1014 году маркграф Генрих I перенес мощи в Мельк, сделав его важным центром паломничества.
На этом фрагменте, с Триром на заднем плане, изображен архиепископ Поппо, сын Леопольда I. Он известен своим паломничеством в Святую землю и активным участием в канонизации монаха Симеона Трирского, которая стала одной из первых в истории, официально санкционированных папой. Поппо также много сделал для расширения и украшения Трирского собора.
Здесь изображена сцена охоты, на которой погиб Эрнст I. Его правление не было отмечено значительными событиями, кроме рождения двух сыновей, которые позже правили Швабией.
На переднем плане — убийство во время охоты, на заднем — замок Фалькенштейн. Эрнст II, вступивший в конфликт со своим отчимом, императором Конрадом II, также погиб на охоте, что, вероятно, было результатом заговора. Лишенный владений, он был вынужден жить в Фалькенштейне, промышляя разбоем.
Траурная процессия через Альпы с телом Германа IV, брата Эрнста II, в сопровождении императора Конрада II и императрицы Гизелы. Герман IV также противостоял отчиму и умер во время эпидемии, не сумев добиться своих целей.
На переднем плане — война с венграми, на заднем — монастырь в Мельке, куда передаются реликвии Святого Креста. Маркграф Адальберт известен своими непрерывными войнами с Венгрией, которые он вел как в качестве защитника границ, так и участника масштабных кампаний императора Конрада II.
Хотя Леопольд (правитель Штирии) не был Бабенбергом по прямой мужской линии, он происходил от них по матери. На полотне он изображен в военном лагере во время войны с венграми. Его короткое правление было отмечено покровительством монастырям и успешными дипломатическими усилиями по улучшению финансового положения своих земель.
На переднем плане — подавление Саксонского восстания, на заднем — монастырь в Мельке, получивший реликвии: Копье Святого Маврикия и Чашу Святого Ульриха. Эрнст Храбрый был верным вассалом императора, участвовал в подавлении восстаний и конфликтах с папством.
На этих полотнах изображены Альбрехт и Поппо из Трира — персонажи, чье историческое существование оспаривается, так как источники о них противоречат общепринятой истории Бабенбергов. Скорее всего, это вымышленные фигуры, созданные родом Куэнрингов, конкурентами Бабенбергов, с целью очернить династию.
На переднем плане — битва при Майльберге с чешским князем Вратиславом II, на заднем — монастырь в Мельке и замок Гарс-ам-Камп. Леопольд II отошел от традиционной верности императору, поддержав папу в борьбе за инвеституру, что привело к вторжению имперских и чешских войск. После поражения и изгнания ему удалось примириться с императором, но ценой уступки части территорий.
На переднем плане Леопольд III Святой изображен с двумя рано умершими сыновьями, на заднем — основанные им монастыри: Клостернойбург, Хайлигенкройц и Кляйн-Мариацелл. Хотя на картине не показано его участие в восстании против императора, Леопольд III вошел в историю как щедрый основатель монастырей и сторонник церкви в сложный период борьбы за инвеституру, за что и был канонизирован.
Адальберт Благочестивый, сын Леопольда III, известен в основном участием в битве против претендента на венгерский престол Бориса Коломановича, что и изображено на полотне. Он умер после отца, и причина, по которой он не унаследовал австрийский престол, остается загадкой.
Здесь изображена осада Регенсбурга. Леопольд, герцог Баварии, активно поддерживал своего брата в борьбе против Вельфов и в итоге получил Баварское герцогство. Регенсбург был ключевым баварским городом.
На заднем плане — Фрайзинг, где Оттон Фрайзингский, сын Леопольда III, провел значительную часть жизни. Получив блестящее образование в Париже, он стал епископом Фрайзинга, реформатором, историком и философом. Он участвовал во Втором крестовом походе и был видным дипломатом при императорском дворе.
На заднем плане — Зальцбург. Конрад, еще один сын Леопольда III, занимал сложную позицию в конфликте за инвеституру, что привело к потере владений и, в конечном итоге, к пожару в Зальцбурге, в котором обвиняли одного из местных графов.
Еще один сын Леопольда Святого изображен на охоте. Как и многие Бабенберги, он погиб на охоте, следуя своеобразной «традиции» рода.
На переднем плане — участие во Втором крестовом походе, на заднем — основанная Генрихом II Язомирготтом Шоттенкирхе в Вене. Он был активным крестоносцем и участником конфликта с Вельфами. Император Фридрих Барбаросса разрешил этот спор, передав Баварию Вельфам, а Австрии даровав «Малую привилегию», которая повысила ее статус до герцогства и обеспечила независимость. Генрих II также перенес столицу в Вену.
На полотне изображен момент, когда император Генрих VI вручает Леопольду V красно-бело-красное знамя. Леопольд V известен не только успешным правлением, но и пленением английского короля Ричарда Львиное Сердце, возвращавшегося из Крестового похода, за что получил огромный выкуп. Считается, что именно с него началось использование флага, который сегодня является государственным флагом Австрии.
На переднем плане — поход в Моравию против чешского князя Собеслава II, на заднем — Мёдлинг. После смерти Генриха Язомирготта Леопольд VI стал герцогом Австрии, а его младший брат Генрих Старший получил в управление Мёдлинг. Генрих Старший был покровителем искусств, при его дворе жил миннезингер Вальтер фон дер Фогельвейде, что превратило Мёдлинг в культурный центр.
Слева — сцена охоты, справа — замок Лаксенбург. Генрих Младший правил Мёдлингом после отца, но, не оставив наследников, умер на охоте. После его смерти владение вернулось к австрийским герцогам.
На переднем плане — возвращение тела герцога Фридриха I Католика из Немецкого крестового похода, на заднем — отплытие в Святую землю. Его короткое трехлетнее правление не оставило значительного следа в Австрии; он больше запомнился как крестоносец, погибший в походе.
На переднем плане — ребенок, оставленный без присмотра учителями, на заднем — Клостернойбург. Леопольд Дитя, воспитывавшийся в этом монастыре, трагически погиб, упав с дерева, в результате несчастного случая.
На переднем плане — заключение мира в Монтекассино, на заднем — основанные Леопольдом VI монастырь Лилиенфельд и город Винер-Нойштадт. Правление Леопольда VI (1198–1230) стало периодом расцвета: развивались города, торговля, горное дело, велось активное строительство, а его двор стал культурным центром Южной Германии.
Справа — осада Хайнбурга, слева — бегство герцогини Феодоры. Генрих Жестокий, наследник Леопольда VI, поднял восстание против отца, но был вынужден сдаться. Он помог бежать своей матери из осажденного Хайнбурга. Хотя позднее он примирился с отцом, вскоре скончался во время совместной поездки. Его смерть сделала наследником последнего мужчину династии — Фридриха II.
На переднем плане — битва на реке Лейта против венгерско-чешских войск, на заднем — Вена. Фридрих II с самого начала конфликтовал с императором, а его отношения с соседями были нестабильными: от союзов до войн. Хотя битва на Лейте была выиграна австрийцами, в ней погиб последний мужской представитель династии Бабенбергов. На заднем плане — Вена, основанная и возвышенная Бабенбергами, которая остается столицей Австрии и поныне.
3. Особенности художественного исполнения
На центральной панели триптиха в круглых медальонах изображены 27 представителей дома Бабенбергов, начиная с Леопольда I и заканчивая Фридрихом II. В отличие от традиционной средневековой генеалогической живописи, где правителей изображали по пояс с гербами, здесь они показаны в полный рост на фоне ключевых сцен из их жизни. Еще одним новаторством стало использование пейзажей исторических мест, которые сочетают топографическую точность (как вид Вены при Фридрихе II) с художественным вымыслом (как схематичный Клостернойбург или выдуманная гавань).
4. Боковые панели: женщины династии
На двух боковых панелях изображены 46 жен и дочерей Бабенбергов в традиционном для родословных древ формате — по пояс, с гербами. В отличие от центральной панели, их портреты не упорядочены, а сами изображения, вероятно, выполнены другим художником и значительно изменены в XIX веке. Интересно, что дамы одеты в костюмы XV века, а не своей эпохи. География происхождения герцогинь (от Венгрии и Чехии до Византии) наглядно демонстрирует брачную политику династии. Особо выделены Агнесса фон Вайблинген, жена Леопольда III и соосновательница Клостернойбурга, и Гертруда Австрийская, главная претендентка на наследство после угасания мужской линии.
5. Заключение
Таким образом, мы завершаем трилогию статей о славном роде Бабенбергов. Интерес к этой династии, возникший еще в XV веке после канонизации Леопольда III, не угасает. Отношение к отдельным ее представителям может быть неоднозначным, но в целом Бабенберги оставили яркий след в европейской истории как одна из самых влиятельных династий своего времени. Их наследие, особенно в основанной ими Вене, живо до сих пор. И да, не стоит забывать о своеобразной «традиции» Бабенбергов — умирать на охоте при загадочных обстоятельствах, а также о том, что трон часто переходил к младшим братьям, которые нередко добивались выдающихся успехов. Спасибо за внимание!
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: Родословное древо Бабенбергов.