Кризис современной культуры: между официозной пошлостью и маргинальным нигилизмом

📌 Разрыв между массовой и элитарной культурой: историческая норма или современная патология?

Различие между массовой культурой, ориентированной на широкую аудиторию, и камерным, филармоническим искусством всегда существовало. Однако сегодня проблема заключается не в самом этом различии, а в том, что процессы деградации и упадка охватили все уровни культурного поля без исключения.

1. Массовая культура: вырождение в пошлость

Сфера массовой культуры, доминирующая на телевидении, радио, в кинематографе и театрально-цирковых представлениях, демонстрирует наиболее явные признаки упадка. Качество текстов, уровень языка, примитивизация сюжетов и визуального ряда, усугубляемые навязчивой низкопробной рекламой, — всё это делает затруднительным даже условное отнесение этих продуктов к категории культуры. Эта официальная, менторская пошлость закономерно отталкивает аудиторию, особенно молодёжь, в сторону альтернативных субкультур.

2. Молодёжные субкультуры: честный нигилизм vs лицемерная мораль

Молодёжные субкультуры, пришедшие на смену официозу, часто строятся на низменных инстинктах, отрицании и нигилизме, порой превосходящих по разрушительности государственные медиа. Однако их ключевое отличие — в честности. Они не притворяются носителями «высокой духовности» и «нравственности», смысл которых давно утрачен в официальном дискурсе, полностью присвоившем себе право на идеологию. Этот симбиоз казённой пошлости и менторского тона отбрасывает общество к животным инстинктам, пусть и с налётом откровенности, сильнее, чем любой внешний фактор.

Элитарное искусство: изоляция и вырождение псевдоэлит

Сфера так называемого «высокого искусства», ставшая финансово и социально недоступной для большинства населения, деградирует параллельно с вырождением самого класса псевдоэлит. Это пресыщенная публика, зачастую не понимающая сути настоящего искусства, легко перетекающая из Большого театра на концерт стендап-комиков, а оттуда — в ночные клубы. Современная режиссура, вынужденная подстраиваться под вкусы этой аудитории, возможно, и отражает дух времени, но в такой ничтожной форме, что история, вероятно, предпочтёт стереть эту страницу как постыдную.

Обратите внимание: Почему я никогда не пойду в Армию служить, честное признание.

3. Культура-лидер и культура-приспособленец

Принципиальная разница существует между культурой, которая ведёт за собой, задаёт высокие стандарты, и культурой, которая стелется под сиюминутные запросы «тусовки». Яркий пример — феномен Шнура, который состоялся сначала в «высшем свете», а лишь потом был спущен «в народ». Его творчество, построенное на самоиронии, мате и мечтах «сжечь всё вокруг», рождено не от возвышенных идеалов, а от глубокого чувства безысходности и отсутствия будущего, лишённого смысла и продолжения.

4. Общий вектор: маргинализация как новый язык

Массовая и элитарная сферы, казалось бы, звучат совершенно по-разному, но их объединяет общая тенденция — движение к маргинальности. Именно этот язык становится единственно понятным для оцифрованного населения, которое черпает свою персональную «культуру» из бескрайнего океана сетевого трэша, заменяющего подлинные ценности.

5. «А дома — ждали россияне, когда остынут „кирпичи“...»

Telegram (https://t.me/russmal/1558)

РМ

Мне иногда возражают о деградации культуры в России и приводят в пример филармонию, Большой театр, куда не достать билеты даже за огромную стоимость.
Читать полностью статью.....

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: "А дома — ждали россияне, когда остынут "кирпичи"....