Продвижение концепции «русского мира» за рубежом остаётся действенным способом усиления влияния России. Однако потенциал страны не ограничивается этим направлением. В арсенале внешней политики Российской Федерации есть дополнительные, пока недостаточно задействованные, рычаги мягкой силы, основанные на её уникальном многонациональном устройстве.
Население России составляет около 147 миллионов человек, что выводит страну на 9-е место в мире. Этот показатель, конечно, уступает Китаю или Индии, но всё же является значительным. Важно учитывать и диаспору: за пределами РФ проживает ещё порядка 20 миллионов этнических русских, а общее число носителей русского языка в мире достигает 260 миллионов, что является шестым результатом в глобальном масштабе.
Очевидно, что не все русскоговорящие готовы принять российское гражданство. Тем не менее, их можно объединить в рамках культурно-языкового сообщества «русского мира». Для успеха этой интеграции необходимо нейтрализовать внешнее противодействие. Одним из эффективных ответов может стать активное участие России в международных объединениях тюркских и финно-угорских народов, используя внутреннее этническое разнообразие страны.
1. Тюркский мир как ресурс влияния
В России проживает примерно 11 миллионов человек, относящих себя к тюркоязычным народам. Самый многочисленный из них — татары (около 7 миллионов), за ними следуют башкиры, чуваши, якуты, тувинцы, хакасы и другие. Эти народы исторически сформировались на территории современной РФ и составляют её неотъемлемую часть.
За пределами России тюркский мир насчитывает около 160 миллионов человек. Ключевые нации — турки, узбеки, азербайджанцы, казахи, уйгуры, туркмены и киргизы. Большинство из них проживает в Малой и Центральной Азии, исповедует ислам и является государствообразующим в своих странах.
Наиболее влиятельным игроком, продвигающим идеи пантюркизма, является Турция. Её активность вызывает настороженность у таких крупных тюркских государств, как Узбекистан и Казахстан. В этой ситуации Россия, выступая от имени своих собственных тюркских народов, может стать инициатором альтернативных интеграционных процессов в тюркском мире. Это позволит извлекать политические и экономические дивиденды, одновременно создавая противовес внешнему влиянию и укрепляя свои позиции в регионе.
2. Потенциал финно-угорского сообщества
Вторым значительным пластом многонациональности России являются финно-угорские народы, численность которых в стране превышает 3 миллиона человек. К ним относятся мордва, коми, марийцы, удмурты, карелы, ханты, манси и другие.
За рубежом финно-угорский мир представлен, в первую очередь, венграми, финнами и эстонцами, общая численность которых составляет около 25 миллионов. Отношения России с Венгрией и Финляндией в последнее время развиваются позитивно. Используя этот фактор, Россия может через диалог своих финно-угорских регионов взаимодействовать с Будапештом и Хельсинки как с лидерами этой языковой общности. Такое взаимодействие, основанное на культурной и исторической близости, открывает дополнительные каналы для получения взаимной экономической и политической выгоды, минуя барьеры общеевропейской русофобии.
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: В период обострения русофобии нам выгоднее презентовать себя многонациональным государством.