В Татарстане на вопрос об инициалах президента большинство жителей без раздумий назовут Рустама Нургалиевича Минниханова. Этот факт наглядно показывает, как в сознании людей укоренился институт регионального президентства. Для татарстанцев, как и для граждан других субъектов РФ, власть традиционно делится на местную и федеральную. Однако Татарстан выделяется на общем фоне — это единственный регион России, где сохранился титул президента для главы республики. Когда-то здесь существовала даже собственная «партия власти» — «Татарстан — новый век», но со временем её роль полностью растворилась в общероссийской политической системе.
1. Уроки пандемии и региональная самостоятельность
Пандемия COVID-19 стала своеобразным тестом на гибкость управления. Год назад, когда в стране вводили первые ограничения, в Москве неожиданно осознали, что универсальные решения для всей страны могут быть неэффективны. Регионы слишком разные, и местные власти лучше знают свои особенности. Им предоставили право самостоятельно определять сроки и строгость карантинных мер. Этот опыт доказал: в кризисные моменты передача части полномочий на места не только возможна, но и необходима. Возникает логичный вопрос: если региональные лидеры могут эффективно управлять в чрезвычайной ситуации, почему бы не расширить их ответственность и в обычное время, особенно для республик с особым статусом?
Когда руководитель управляет территорией с мощным экономическим и человеческим потенциалом, разумно дать ему больше инструментов для развития, в том числе на международной арене. Это не вопрос сепаратизма, а вопрос эффективного управления ресурсами огромной страны.
2. Геополитика большого масштаба и дипломатия регионов
Россия — это действительно страна-континент, гигантское пространство с разнообразными интересами. Конечно, на мировой арене её должны представлять президент страны и федеральное правительство — саммиты с лидерами ведущих держав, ключевые геополитические переговоры остаются за Москвой. Однако в мире существует множество государств, в том числе небольших, с которыми можно и нужно выстраивать торговые, культурные и гуманитарные связи.
Глава России физически не может посетить каждую такую страну — масштабы не те. А вот губернатор или президент российского региона вполне способен провести переговоры и договориться о взаимовыгодном партнёрстве между, например, каким-нибудь европейским княжеством и субъектом РФ. И здесь статус переговорщика имеет огромное значение. Чем выше его должность и полномочия, тем больше уважения и внимания он получит от иностранных партнёров. В конечном счёте, от таких контактов выигрывает вся страна, привлекая инвестиции и укрепляя свои позиции в мире.
Обратите внимание: За все нужно платить! (Россия).
3. Татарстан: потенциал и болезненный вопрос статуса
В заключение стоит особо отметить Татарстан. Это один из самых сильных и развитых регионов России, чей экономический и культурный потенциал превосходит показатели многих независимых государств. Республике не нужно становиться суверенным субъектом международного права, чтобы активно работать на мировой арене — привлекать инвесторов, участвовать в IT-форумах, поддерживать духовные и культурные связи, особенно в тюркском и мусульманском мире, где Татарстан хорошо узнаваем.
Для татарского народа вопрос упразднения или переименования должности президента республики — тема крайне болезненная. Это не просто смена вывески, а символ утраты особого статуса. Ещё недавно между Казанью и Москвой действовал отдельный договор о разграничении полномочий. Сегодня же местной элите, по сути, предлагают «встать в общий строй», отказавшись от части самостоятельности и ответственности. В условиях, когда мир становится всё более сложным и многополярным, такой шаг может выглядеть как отказ от эффективного инструмента управления и развития для одного из ключевых регионов страны.
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: Россия - это страна-континент. Здесь должно быть много президентов, а над ними глава.