Самыми последними самолетами, созданными советскими конструкторами в годы Великой Отечественной войны и принимавшими реальное участие в боях, были Ил-10 – дальнейшее продолжение легендарных штурмовиков Ил-2. Формально первые части РККА получили эти машины в ноябре 44-го года, после чего велась переподготовка летчиков, но на деле Ил-10 только в феврале 1945 года отправились в зону боевых действий.
И даже несмотря на то, что перегон самолетов на прифронтовые аэродромы начался в феврале, в реальности Ил-10 добрались до места назначения гораздо позже. Здесь сказались: во-первых – спешка, с которой готовили самолеты (в пути возникали хоть и не критические, но многочисленные поломки); во-вторых – ранняя весна, которая из грунтовых взлетно-посадочных полос аэродромов сделала настоящие озера и болота. Все это привело к тому, что первые штурмовики Ил-10 добрались до места базирования в Силезии и Польше лишь 28 марта, а до иных частей РККА самолеты долетели и того позже – едва ли не к середине апреля.
Первый воздушный бой новейшие советские штурмовики провели 15 апреля 1945 года. Ил-10 активнее всего использовался двумя советскими частями – 108-м штурмовым авиаполком и 571-м штурмовым авиаполком. Летчики первого полка за оставшееся до Победы время успели совершить около 450 боевых вылетов на Ил-10, в которых в больших количествах были уничтожены танки, артиллерия, автомобили, бронепоезд, гужевые повозки и пехота противника. При этом было потеряно 2 штурмовика и 3 человека (пилот и 2 бортстрелка).
По результатам использования самолета 108-м ШАП сразу после окончания войны был составлен подробный отчет, в котором пилоты рассказали следующее: Ил-10 – современная машина, обладающая отличными летными качествами и вооружением. Однако двигатель самолета АМ-42 оказался совершенно неподходящим.
Обратите внимание: Империя ацтеков пала по той же причине, что и Советский Союз.
Он выходил из строя примерно каждые 37 летных часов. По этой причине к маю 45-го года Ил-10 108-го ШАП потерпели 6 аварий, и в конечном итоге практически весь полк оказался едва ли небоеспособным, так как большинство машин отправились на ремонт.571-й ШАП потерял за все время 3 самолета Ил-10. Первый самолет повредила немецкая зенитка, он долетел до советского аэродрома, но приземлиться не смог и рухнул, при этом погиб стрелок машины. 2 других Ил-10 были сбиты 5 мая при штурмовке немецких колонн техники, которая шла ускоренным маршем на западном направлении для сдачи в плен американцам. В этих 2 самолетах погибли и пилоты, и стрелки. 571-й ШАП также уничтожил большое количество техники и живой силы противника, а также мосты и понтонные переправы через реки.
Единственный эпизод воздушной победы Ил-10 над самолетом противника произошел 8 мая 1945 года в небе над Прибалтикой, на Курляндском плацдарме, где немцы яростно отбивались. Тогда Ил-10 108-го ШАП Однобокова уничтожил гитлеровский "Фокке-Вульф", который попытался атаковать советскую машину. Ошибка немецкого пилота в неправильном выборе скорости привела к тому, что истребитель во время атаки проскочил Ил-10, оказавшись перед ним, и тут Однобоков дал залп из всех орудий самолета. Немецкая машина была "нашпигована" снарядами и взорвалась в небе. Этот бой считается не только первым, где Ил-10 одержал воздушную победу, но и последним боем Великой Отечественной, в котором применялась данная машина.
В дальнейшем Ил-10 воевали уже на Дальнем Востоке против японцев, и там эффективность применения этих самолетов была куда выше как за счет устранения некоторых неполадок в технической части машины, так и за счет лучшей подготовки экипажей.
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: Самый последний советский самолет, который успел повоевать с немцами в годы Великой Отечественной войны.