Дипломатическое право: основы, источники и практика применения

Взято из интернет-ресурса.

1. Сущность и система дипломатического права

Дипломатическое право — это самостоятельная отрасль международного права, которая регулирует правовой статус, функции и деятельность органов, осуществляющих внешние сношения государств. Оно устанавливает правила поведения для дипломатических представительств, их персонала, а также определяет порядок взаимодействия между государствами на международной арене.

Структура дипломатического права отражает основные формы дипломатической деятельности. К ним относится двусторонняя дипломатия, реализуемая через посольства и консульства, а также многосторонняя дипломатия, которая осуществляется в рамках международных организаций, на конференциях и через постоянные представительства государств при этих организациях.

2. Источники дипломатического права

Источники международного, в том числе дипломатического, права — это официально признанные формы, в которых закрепляются нормы, обязательные для субъектов международных отношений. Ключевыми источниками дипломатического права являются международные обычаи, договоры и односторонние акты государств.

Международный обычай

Международный обычай формируется в результате длительной и единообразной практики государств, которая признается ими в качестве правовой нормы. Как указано в Статуте Международного Суда ООН, обычай является доказательством всеобщей практики, принятой за правовую норму. Для возникновения обычая важны не только повторяющиеся действия, но и убежденность государств в их юридической обязательности (opinio juris). В отличие от договора, обычай не всегда оформлен в виде единого документа; его содержание часто выводится из дипломатической переписки, официальных заявлений и сложившейся практики взаимоотношений.

Международный договор

Международный договор — это явно выраженное соглашение между субъектами международного права, регулируемое его нормами. Для Российской Федерации правовые основы договорной деятельности закреплены в Федеральном законе «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 года. Этот закон опирается на конституционные нормы и принципы, отраженные в Венских конвенциях о праве международных договоров.

В законе дается определение международного договора РФ: это письменное соглашение, регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли оно в одном или нескольких документах и как именно называется (договор, соглашение, конвенция, протокол и т.д.). Важным критерием является именно подчинение соглашения нормам международного права, что отличает его от политических деклараций.

В российской практике договоры классифицируются по уровню заключения:

  • Межгосударственные: заключаются от имени Российской Федерации на высшем уровне.
  • Межправительственные: заключаются от имени Правительства РФ.
  • Межведомственные: заключаются федеральными органами исполнительной власти в рамках их компетенции.

По числу участников договоры делятся на двусторонние и многосторонние. Согласно Конституции РФ, международные договоры являются частью правовой системы страны, и в случае коллизии их норм с внутренним законодательством приоритет имеют правила договора.

3. Заключение и исполнение договоров в РФ

Процесс заключения международного договора состоит из нескольких стадий: выдвижение предложений, ведение переговоров, принятие текста, выражение согласия на обязательность (путем подписания, ратификации, утверждения). Решения о проведении переговоров и подписании в основном принимаются Президентом (для межгосударственных договоров) или Правительством (для межправительственных). Президент, Председатель Правительства и Министр иностранных дел могут вести переговоры без специальных полномочий.

Ключевым принципом является добросовестное выполнение принятых обязательств (pacta sunt servanda). Общий контроль за исполнением договоров в России осуществляет Министерство иностранных дел. Прекращение или приостановление действия договора должно осуществляться в строгом соответствии с его условиями и нормами международного права, чтобы избежать международно-правовой ответственности.

4. Односторонние акты и кодификация права

Помимо договоров и обычаев, источниками права могут быть односторонние акты государств:

  • Акт обязательства: заявление государства о принятии на себя определенных обязательств.
  • Акт признания: действие, которым государство признает правомерность конкретной юридической ситуации.
  • Акт протеста: заявление об отказе признать действия другого государства правомерными.

Важным процессом в развитии международного права является его кодификация — официальная систематизация существующих норм и разработка новых для создания согласованных правовых актов. Задачи кодификации включают приведение права в соответствие с современными потребностями, устранение противоречий и устаревших норм. Кодификация осуществляется государствами на международных конференциях или в рамках международных организаций. Ее результатом обычно становится международная конвенция, которая становится обязательной для государств после выражения ими согласия (например, путем ратификации).

Подписывайтесь на наш сайт и оставляйте свои комментарии.

Примечания:

[1]ч. «b», п..1, ст. 38 Статута Международного Суда // [http://www.un.org/ru/icj/statut.shtml]

[2]Бояршинов, Б.Г. Международные договоры в правовой системе Российской Федерации// Б.Г.Бояршинов. – «Законодательство», 1997, № 4.

[3]п. 2 ст. 3 ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» № 101-ФЗ от 15 июля 1995г. (в ред. Федеральных законов от 01.12.2007 N 318-ФЗ, от 25.12.2012 N 254-ФЗ

[4]п. 4 ст. 15 Конституции РФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками ) – [http://constitution.garant.ru/].

[5]Бояршинов, Б.Г. Международные договоры в правовой системе Российской Федерации// Б.Г.Бояршинов. – «Законодательство», 1997, № 4.

#право #закон #законодательство #внешняя политика #внутренняя политика #дипломатия #конституция #консультант #юрист #онлайн

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: Что такое "дипломатическое право"?.