Челноки 90-х: за что их так ненавидели, причины появления профессии, рэкет на дорогах и их вклад в торговлю новой России

В СССР понятия "Свободное предпринимательство" не существовало. В эпоху развитого социализма, подобная деятельность была запрещена не только на законодательном уровне, но и на идеологическом. Считалось, что рабочий класс должен получать товары практически по себестоимости и только от государства, а всяких ушлых барыг, нужно искоренять, т.к. такой класс признавался паразитирующим на обществе.

Но была одна проблема – качество и нехватка элементарных предметов быта. Мало было накопить несколько сотен рублей на холодильник или стиральную машину, за ними нужно было отстоять в очереди. Нет, не в живой и несколько часов, а по записи в магазине и иногда до полугода.

Лидеры Советской партии знали, как лучше жить простому рабочему классу, но никак не хотели признавать самый элементарный закон экономики, который будет существовать всегда: "Спрос рождает предложение".

Уже в конце 60-х, начали появляться подпольные производства, начиная от домашних шлепок, заканчивая предметами мебели. Поскольку на организаторов трудились люди, а помещение называли просто "цех", то владельцев подпольных производств в народе окрестили словом "Цеховики".

Подобные предприятия существовали вплоть до 1988, пока 26 мая того же года, Михаил Горбачев не подписал закон о кооперации.

С этого момента и начинается особая страница торговли в истории нашей страны, где официально открывается доступ к выезду за границу. "Железный занавес" был брошен на пол и затоптан теми, кого потом назовут "барыги" и "челноки".

Челноки. Источник фото – интернет

Начали появляться не только кооперативы со всякими иностранными товарами, но один за другим торговые рынки, где точки представляли собой либо раскладушку с вешалками по бокам, либо вообще прям на земле на покрывале. Самые отчаянные торговали стоя и держали все на своих руках.

Торговали вообще всем, начиная от вещей и обуви, заканчивая импортными инструментами для ремонта. Спрос у населения был на все.

Кто постарше, тот помнит это сладкое прилагательное другого государства, которое из простых каких-нибудь босоножек, делало нечто качественное и редкое.

Механизм новой профессии был прост: находишь начальный капитал, закупаешь клетчатых сумок штук 5 (баулы),

Тот самый баул. Источник фото – интернет

находишь таких же собратьев по опасному бизнесу, все вы нанимаете автобус (в 90% это был знаменитый красный Ikarus)

Ikarus – венгерская компания. Источник фото – интернет

и едите в ближайшее зарубежье покупать вообще все то, чего у нас в стране не было.

Основными направлениями были: Польша, Китай, Турция.

С последними двумя было сложнее, т.к. на транспортировку требовалось больше затрат, да и туда уже летали, а вот с Польшей было свое отдельное "веселье".

Во-первых, прохождение границы было целым испытанием для новых предпринимателей. Целая череда автобусов из таких же, как они, образовывали очередь длинною порой в целую неделю.

Естественно, спали, ели, пили и... прям на обочине, где уже через несколько месяцев объявляли санитарную зону. Ни о каком душе речи не шло, поэтому атмосфера предпринимательства внутри автобуса, начинала играть новыми красками.

Во-вторых, быстро нашлись те, кто посчитал, что челноки должны делиться своей прибылью и что это несправедливо, когда они зарабатывают, а "Вася" с одной извилиной и бритым затылком – нет.

Автобусы с челноками часто подвергались вооруженному нападению, т.к. все направлялись за товаром и естественно, все были при деньгах.

Но даже в самой Польше в самых дешевых гостиницах, где останавливались наши бизнесмены, их все равно находили наши соотечественники и требовали плату. Нет, не процент, у них отбирали вообще все, даже золото и дорогие вещи.

В ту пору никакой документации на такую деятельность не требовалось. На рынках становились со своим товаром там, где было место. Но это не было бесплатно и в середине торгового дня, по рынку начинали ходить те, кто брал плату за один день твоего нахождения там. Их называли "Контролеры".

Обратите внимание: Очередные антироссийские санкции уже не смогут нанести ущерб экономике России.

Кто они, на каком основании и почему именно они, никто никогда не спрашивал, да и не нужно это было. Заплатил, тебя никто не трогает и на этом все. Реализовал товар и снова баулы, автобус, очередь...

С приходом Ельцина в начале 90-х, экономическая модель стала давать сбой и народ начинал понимать, что пора уже думать о себе самому и что государство может обеспечить лишь задержку зарплаты, безработицу и бедность.

В новую профессию челнока, хлынули бывшие советские инженеры, учителя, доктора и вообще все те, кто был чуть проворнее и не питал иллюзий от обещаний новой власти. Многие думают, что в профессию шли только необразованные "дворники", но нет. Там были все слои общества. Даже бывшие директора совхозов и руководители отделений партии при СССР.

Количество таких предпринимателей резко росло и как раз в этом моменте, в Москве появляется Черкизовский рынок, "Черкизон".

Черкизовский рынок. Источник фото – интернет

Это был самый огромный и насыщенный рынок в новой России. Это даже был не рынок, а целый город, который стал новым домом для сотни тысяч мигрантов.

И если челноки привозили товар из-за границы, то эти трудились в цехах прям там. В итоге даже за "бугор" не нужно было ездить. Организаторы производств ставили свои точки прям там и торговали оптом с челноками, которые в свою очередь, сбывали уже конечному потребителю.

Черкизон считался не только розничным рынком, но и оптовым. Именно туда выдвигались челноки с остальной России из менее крупных городов на все тех же автобусах. Естественно свой товар они реализовывали уже не по тем ценам, что на Московском рынке.

Не все в народе поддерживали такой вид деятельности и очень часто челноков называли просто "Спекулянты". Считалось, что такой вид деятельности направлен на опустошение карманов простых граждан и что ушлые торгаши пользуются нестабильной ситуацией в стране.

Я тогда был школьником и помню в нашем небольшом городе на центральном рынке, мужик лет 50 закатил целую истерику одной женщине лишь за то, что джинсы та продавала с накруткой. В Москве столько, а вот у нее дороже. Несправедливость и все такое.

Ну, в свои 50, тот мужик видимо не мог знать, что на доставку любого товара в его город, нужны деньги и что никто не будет ему привозить весь востребованный им товар бесплатно. А если его не устраивает, то он может сам себе купить билет до Москвы за 10000, оплатить гостиницу за 8, купить обратный билет, купить поесть и все ради того, чтобы не переплачивать лишние 3000 тысячи за джинсы. Ну да ладно.

Время шло и уже в начале 2000-х, подобный вид деятельности становился невыгодным для простого физического лица. Простых челноков начал вытеснять большой бизнес и торговые павильоны. Да и простому покупателю было удобнее и приличнее мерить новые штаны не за шторкой на открытом небе и картонке, а в отдельном, теплом помещении, где кроме тебя никого нет.

Еще через пару тройку лет, такой бизнес заглох окончательно и лишь в маленьких городах люди могли зарабатывать подобным образом, но и это потом кануло в лету.

К челнокам и цеховикам можно относиться по-разному. Кто-то их ненавидит, кто-то наоборот считает, что именно благодаря им у потребителя появился такой выбор, хоть и не всегда была возможность купить желанное.

Просто, когда поколение СССР в следующий раз вспомнит свои первые джинсы, вкус сока из банки, первую игровую приставку, вязанный свитер с оленями, кроссовки, двухкассетник, в котором вечно нужно менять пасики, жвачку Турбо... не забывайте, что все это вам привезли именно эти люди на своей собственной спине.

Пишите, что думаете и как у вас проходило общение с челноками.

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: Челноки 90-х: за что их так ненавидели, причины появления профессии, рэкет на дорогах и их вклад в торговлю новой России.