Новый законопроект с масштабными поправками в Налоговый кодекс РФ привлек внимание не только своим содержанием, но и громким заявлением представителей Минфина. Чиновники утверждают, что предлагаемые изменения позволят повысить собираемость налогов, при этом не создав дополнительной нагрузки на бизнес и граждан. Подобные обещания не могут не вызывать вопросов и даже некоторой настороженности.
Возникает закономерный вопрос: как можно собрать больше, не увеличивая ставки или базу? Неужели ФНС научилась облагать налогом что-то эфемерное? Конечно, это преувеличение. Чтобы разобраться в реальных механизмах и оценить, насколько слова чиновников соответствуют содержанию документа, необходимо детально изучить сам законопроект. Давайте проанализируем его ключевые положения и попробуем понять логику Минфина.
1. Планы Минфина: реальный рост или оптимистичные прогнозы?
На официальном сайте Министерства финансов размещена информация о законопроекте, который сейчас проходит стадию обсуждения и антикоррупционной экспертизы. Ознакомиться с текстом документа может любой желающий. Эта законодательная инициатива является логичным продолжением налоговой политики, утвержденной на 2021-2023 годы.
Особый резонанс вызвало заявление заместителя министра финансов Алексея Сазанова. Именно он озвучил тезис о повышении собираемости без роста фискального давления. Этот тезис, прозвучавший, в том числе, в диалоге с главой ФНС Даниилом Егоровым, и стал центральным пунктом обсуждения новой инициативы. Чтобы понять, на чем основана такая уверенность, обратимся к конкретным предложениям.
2. Ключевые изменения в законопроекте: упрощение и цифровизация
Данный законопроект, вероятно, станет одним из основных налоговых документов 2021 года. Он содержит целый ряд мер, направленных на модернизацию и упрощение налоговых процедур. Вот основные предлагаемые нововведения:
- Отмена декларации 3-НДФЛ для случаев продажи недвижимости, находившейся в собственности менее минимального срока. Это снизит бюрократическую нагрузку на граждан.
- Автоматизация расчетов для налогов, где базой является кадастровая стоимость (налог на имущество). Данные будут поступать напрямую из Росреестра, по аналогии с транспортным и земельным налогами, что минимизирует ошибки и упростит процесс.
- Беззаявительные льготы для представителей малочисленных народов по земельному налогу. Льготы будут предоставляться автоматически на основании данных реестров.
- Освобождение от госпошлины для детей-инвалидов при обращении в суды и к нотариусам — важная социальная мера.
- Устранение двойного налогообложения для иностранных компаний, получающих доход от российских источников. Это должно сделать российскую юрисдикцию более прозрачной и привлекательной.
- Отраслевые послабления для железнодорожного комплекса, организаций культуры, нефтяной отрасли и других сфер, что поддержит их развитие.
Для детального изучения всех положений рекомендуется обратиться к первоисточнику на сайте Минфина. Однако главный вопрос остается: каким образом эти, в основном, упрощающие и льготные меры приведут к росту собираемости? Логика, вероятно, заключается в следующем: автоматизация и упрощение процедур снизят административные барьеры и количество ошибок, повысят прозрачность и дисциплину, что в итоге позволит выявить и собрать те платежи, которые ранее уходили «в тень» из-за сложности системы. Таким образом, рост может быть достигнут не за счет новых налогов, а за счет более эффективного администрирования существующих.
Означает ли это, что нас ждут более масштабные изменения в налоговой системе? Пока законопроект фокусируется на точечных улучшениях и цифровизации. Время покажет, насколько эта стратегия окажется успешной.
Что думаете о словах Сазонова — антиутопия или скорое будущее?Пишите в комментариях. А также не забывайте ставить лайки и подписываться на канал, если статья была Вам интересна.Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: Минфин рф обещает поднять собираемость налогов, не увеличив нагрузку ни на кого.