Стратегия Си Цзиньпина: мудрость, прагматизм и конфуцианские принципы в управлении Китаем

В русской культуре существует поговорка: «рыба гниёт с головы», однако в китайской философии управления, уходящей корнями к Конфуцию, действует противоположный принцип: «управляй с человеколюбием, и народ будет подражать». Это наблюдение, отмеченное П.А. Буланже в его труде «Жизнь и учение Конфуция» (1903 г.), помогает понять основы китайского государственного мышления.

П.А. Буланже «Жизнь и учение Конфуция», 1903 г.

1. Личность и путь лидера

Чтобы понять современный Китай, стоит присмотреться к его лидеру, Си Цзиньпину (здесь важно помнить, что у китайцев фамилия, в данном случае «Си», всегда указывается первой).

Родившийся в июне 1953 года, Си Цзиньпин по китайскому зодиаку относится к знаку Змеи, что символизирует мудрость, гибкость и изворотливость. По западному гороскопу он Близнец, что наделяет его быстрым умом, творческим подходом и способностью к быстрому обучению. Его образование не ограничивается техническими дисциплинами — он также имеет гуманитарную подготовку и учёные степени.

Выходец из элитной семьи (его отец был героем революции), Си в юности вместе с отцом попал в опалу и долгое время жил в деревне. Этот опыт позволил ему увидеть жизнь страны «снизу», что стало важным этапом в формировании его мировоззрения.

Си Цзиньпин в период «ссылки»

После смерти Мао Цзэдуна репрессии в отношении его семьи прекратились. Си Цзиньпин получил высшее образование, начал карьеру чиновника, занимал посты губернатора нескольких провинций, в 2008 году стал заместителем председателя Коммунистической партии Китая (КПК), а с 2013 года является её председателем.

2. Слова и дела: принципы управления

Однако ключ к пониманию его роли лежит не столько в биографии, сколько в конкретных словах и действиях у власти.

«Китай не экспортирует революцию; Китай не экспортирует голод и бедность; Китай не приходит и не вызывает у вас головной боли»

— это заявление, сделанное им в 2008 году в Мексике, стало манифестом внешней политики, подчёркивающим дружественный подход к развивающимся странам, в отличие от методов, которые часто приписывают США. Действительно, Китай активно инвестирует в страны «третьего мира», особенно в Африку, фокусируясь на сырьевом и энергетическом секторах, включая ресурсы для производства аккумуляторов. Эта политика дружелюбна, но всегда прагматична и нацелена на долгосрочную выгоду.

«Или Компартия победит коррупцию, или коррупция победит компартию»

— под этим лозунгом Си Цзиньпин развернул масштабную борьбу с коррупцией. Репрессии коснулись тысяч чиновников, вплоть до министров и руководителей крупнейших государственных корпораций, причём некоторые приговоры включали высшую меру наказания с отсрочкой для выявления сообщников.

«Я люблю спорт и плавание — это мой любимый вид, помогающий очистить разум и повысить эффективность работы»

— личный пример лидера совпадает с государственной политикой популяризации здорового образа жизни. В Китае массово строятся спортивные объекты, а занятия фитнесом среди молодёжи и цигуном среди старшего поколения стали национальным трендом.

«Мы не можем судить наших предшественников, исходя из сегодняшних условий уровня развития»

— эта мудрая максима позволяет китайскому обществу избежать раскола на «за» или «против» исторических фигур вроде Мао Цзэдуна. Прошлые лидеры уважаются как действовавшие наилучшим образом в контексте своей эпохи.

«В глобальной торговой войне не может быть победителей»

— Китай позиционирует себя как ответственного участника мировой торговли, стремясь к сотрудничеству со всеми. Однако это сотрудничество часто строится на принципах древних китайских стратагем — хитрых и продуманных стратегий, которые будут рассмотрены отдельно. Бедным странам Китай предлагает рабочие места и технологии, богатым — качественную продукцию, стремясь быть созидательной силой для всех.

3. Культурный контекст и итог

В заключение стоит дать практический совет: в общении с китайцами крайне не рекомендуется критиковать или обсуждать недостатки своих лидеров — как действующих, так и прошлых. Это противоречит конфуцианскому принципу уважения к власти и может привести к потере уважения.

Ещё одна глубокая конфуцианская мысль гласит: «Народ получает того предводителя, которого заслуживает». Эта максима заставляет задуматься о взаимной ответственности власти и общества.

Согласны ли вы с этим?

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: Ласковый теленок двух маток сосет, или немного о хитрой стратегии Си Цзиньпина.