Военная база России в Судане: стратегический шаг для укрепления позиций в Африке

В июле 2021 года Президент России вынес на рассмотрение Государственной думы важный международный документ – соглашение с Суданом о создании на его территории пункта материально-технического обеспечения (ПМТО) для Военно-морского флота РФ. Это событие стало знаковым шагом в расширении российского присутствия на африканском континенте.

1. Реальные цели против спекуляций

Хотя масштабы будущей базы довольно скромны – персонал до 300 человек и одновременное размещение до четырех кораблей, включая атомные, – многие западные и российские СМИ сразу заговорили о потенциальной угрозе мировому судоходству. Основной тезис сводился к тому, что контроль над Красным морем, через который проходит около 5% мирового товарооборота, позволит России в любой момент «остановить мировую торговлю».

Однако такой взгляд, хоть и традиционен для геополитического анализа, далек от реальных задач базы. В условиях полномасштабного конфликта подобный удаленный и небольшой объект был бы быстро нейтрализован. Следовательно, его военное значение для блокирования морских путей крайне ограничено.

Истинная миссия базы прямо противоположна – она призвана способствовать стабильности в регионе и обеспечивать безопасность судоходства, что имеет стратегическое значение для самой России. Это не инструмент противостояния с США или НАТО, а опорный пункт для укрепления и расширения российского влияния в Африке.

2. Экономический императив: почему Россия обращает взгляд на Африку

Любая внешняя политика имеет экономическую подоплеку. Для восстановления своей геополитической мощи России необходимо существенно нарастить экономический вес. На сегодняшний день доля российского ВВП в мировой экономике составляет менее 5%, что значительно уступает показателям США (24%), Китая (19%) и Евросоюза (16.7%). Опираясь лишь на внутренний рынок с населением около 147 млн человек, изменить эту ситуацию невозможно.

При этом традиционные рынки – Европа, США, частично Азия – в значительной степени закрыты для российской экономической экспансии, даже в сферах взаимной выгоды. Запад активно сопротивляется российским энергетическим проектам, а ситуация с непризнанием вакцин от COVID-19 демонстрирует глубину противоречий.

Страны постсоветского пространства также не могут стать драйвером роста. За три десятилетия многие из них, включая Украину с ее некогда мощной промышленностью, пережили глубокую деиндустриализацию. Они превратились в аграрные экономики, часто настроенные к России негативно и не способные к самостоятельному динамичному развитию.

Таким образом, России необходим большой, растущий и открытый для сотрудничества рынок. Таким рынком в XXI веке является Африка.

3. Африка: континент возможностей

На африканском континенте проживает 1.27 млрд человек, отмечаются самые высокие в мире темпы прироста населения и происходит масштабная социальная трансформация. Общества переходят к буржуазному укладу, что формирует спрос на сложные государственные институты, современные технологии и рост потребления. Это создает идеальные условия для внешних партнеров.

Историческое колониальное прошлое работает против западных стран, а китайская модель инвестиций, основанная на масштабных кредитах и использовании своих рабочих, часто воспринимается как кабальная. На этом фоне Россия, не имеющая колониального багажа и предлагающая взаимовыгодное сотрудничество, выглядит привлекательным партнером.

Уже сегодня Россия имеет соглашения о военно-техническом и стратегическом сотрудничестве как минимум с 19 африканскими государствами. Однако сотрудничество это часто носит ситуативный характер и является следствием многовекторной политики африканских элит, а не окончательного стратегического выбора в пользу Москвы.

4. Дефицит «мягкой силы» и необходимость видимого присутствия

Ключевой проблемой России в Африке является дефицит «мягкой силы» – привлекательного образа и репутации надежного и сильного партнера. После распада СССР Россия фактически ушла с континента, свернув многие проекты и материальную базу.

Африка – регион с особым менталитетом, где уважают только тех, кого видят, и кто демонстрирует силу. Сеть из сотен американских военных баз по всему миру как раз и создает Вашингтону образ «силы, которая всегда рядом». Поэтому возвращение России должно быть зримым и ощутимым.

В этом контексте создание военно-морской базы в Судане имеет символическое и стратегическое значение, многократно превышающее ее скромные тактико-технические характеристики. Это первый, но не последний шаг. Для прочного закрепления в Африке России потребуется сеть подобных опорных пунктов как на побережье, так и в глубине континента.

5. Инвестиции в будущее: образование и долгосрочная стратегия

Вторая важнейшая задача – формирование пророссийски настроенной местной элиты. В советское время в СССР обучались десятки тысяч африканских студентов, многие из которых впоследствии возглавили свои страны. Сегодня этот масштаб сократился в разы: в 2018 году в российских вузах училось около 17 тысяч африканцев.

Проблема усугубляется отсутствием у России внятной, комплексной «африканской стратегии». Действия часто носят ситуативный характер, копируя в чем-то китайский подход «экономика без политики». Однако китайская модель, основанная на кредитном строительстве силами своих компаний с долгосрочными преференциями, для России неприемлема.

России нужна «улица с двусторонним движением»: сотрудничество должно вести к реальному повышению уровня жизни в африканских странах. Это, в свою очередь, создаст устойчивый спрос на российские товары, технологии и услуги. Урбанизация, рост числа пользователей мобильной связи и интернета открывают огромные возможности для несырьевого российского экспорта.

Решение базовых проблем континента – таких как отсутствие электричества у 635 млн человек, недоедание и нехватка чистой воды – это не только гуманитарная задача, но и поле для технологического прорыва. Западные страны, давно решившие эти проблемы, не развивают соответствующие низкобюджетные и эффективные технологии. У России здесь есть шанс занять лидирующие позиции.

Таким образом, база в Судане – это гораздо больше, чем военный объект. Это символ возвращения России в Африку, инструмент обеспечения безопасности и первый кирпич в фундаменте долгосрочного, взаимовыгодного партнерства, призванного укрепить экономические и политические позиции России в XXI веке.

Институт РУССТРАТ

Елена Панина, директор Института Русских стратегий – РУССТРАТ: Приглашаю всех на мой личный telegram-канал. Наиболее острые проблемы экономики России, деятельность Госдумы, новые законопроекты, оценка геополитических процессов в мире, роль России в этих процессах – обо всем этом Вы сможете прочитать в ТГ-сайте https://t.me/EvPanina. Читаем, подписываемся!

Институт Русских стратегий – РУССТРАТ: Хотите иметь объективный взгляд на международные процессы, понимать, кто стоит за глубинным государством, когда в США начнется гражданская война, что происходит на рынке нефти и газа, кто стоит за вакцинацией населения мира, получать обзорные материалы по странам и отраслям, прогностическую аналитику – читайте ТГ-сайт РУССТРАТ https://t.me/russtrat.

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: Стратегическое значение российской военной базы в Судане.