Прощание с эпохой: как угас легендарный авторынок «Зеленый Угол» во Владивостоке

Авторынок Зеленый Угол во Владивостоке

1. Авторынок «Зеленый Угол»: воспоминания о золотых временах

Мой первый визит на авторынок «Зеленый Угол» во Владивостоке случился в 1992 году, когда мне было всего одиннадцать. Мы с друзьями копили деньги и в итоге отправились туда за скутером — это было незабываемое приключение! Рынок тогда кипел жизнью: повсюду толпились покупатели, активные продавцы, встречались и аферисты, создавая неповторимую, пеструю атмосферу. Это был целый мир со своими порядками и законами, настоящий город в городе.

2. Становление частью системы

Спустя некоторое время я, как и многие коренные владивостокцы, сам включился в эту бурную деятельность. Я продавал всё, что привозили из Японии: подержанные автомобили, мотоциклы, скутеры, колеса и прочие товары. Рассказы о приключениях на самом рынке, о морских походах в Японию за товаром и о жизни там могли бы составить целую книгу — настолько ярким и насыщенным было то время. Это была чудесная, полная возможностей эпоха, и, уверен, многие из тех, кто там работал, со мной согласятся.

3. Закат легенды

Однако ближе к концу 2000-х годов жизнь стала постепенно покидать это место. Постоянный рост пошлин, последствия мирового кризиса 2008 года, а главное — ощущение отсутствия перспектив и внутренний кризис среди самих обитателей «Зеленого Угла» заставили людей искать новые пути. Многие, включая меня, смогли перестроиться, и я ни о чем не жалею. Как говорится, можно уехать из деревни, но деревня не всегда уезжает из тебя. То же самое и с рынком: хотя я уже не «жил» там, друзья из других городов периодически просили помочь с покупкой машин или запчастей, поэтому я заезжал туда как в гости. С каждым годом эти визиты становились все реже, а в последний раз я был там в 2015 году. Сам я уже давно перешел с праворульных машин на леворульные — вот уже восемь лет.

4. Философия перемен

Не помню точно, что стало последней каплей — какой-то слух или внутреннее осознание, — но я понял, что бороться с ветряными мельницами бессмысленно. Рано или поздно сказка закончится, и я окончательно пересек на автомобиль с левым рулем.

Недавно знакомый попросил помочь найти Toyota Crown Athlete 2015-2016 года выпуска. Приехав на рынок, я увидел разбитые дороги и почти полное отсутствие былого оживления. Один продавец предлагал машину с якобы 92 тысячами пробега, купленную на «закрытом аукционе». Проверка же показала реальные 252 тысячи. Я позвонил другу и отказался от помощи, не желая быть виноватым в такой покупке. Это небольшое, но показательное отступление о нынешних реалиях места.

5. Взгляд сквозь годы

Мне сейчас почти сорок, и, наверное, в этом возрасте начинаешь смотреть на вещи более философски. Я видел на рынке людей, которых знал еще двадцать лет назад. Они, конечно, постарели, но дело не только в этом. В их глазах читалась печаль и какая-то обреченность. Через несколько дней я случайно встретил приятеля, с которым познакомился здесь же в 1995-м. Он тоже давно ушел с рынка. В разговоре родилась интересная мысль: многие из оставшихся до сих пор не верят, что всё кончено. Они будто потеряли что-то важное и всё еще надеются, что оно найдется «вот там, за углом». В психологии это называется стадией отрицания. Молодому человеку перестроиться проще, но что делать тому, кому за пятьдесят? От этой мысли стало очень грустно.

6. Причины упадка

Размышляя о причинах, я понимаю, что государство сыграло в этом не последнюю роль. Когда президент назвал нас, жителей Дальнего Востока, «кучкой спекулянтов», а для разгона митингов пришлось вызывать ОМОН (местные милиционеры отказывались это делать), стало многое понятно. Официально запрет правого руля объясняют заботой о безопасности дорожного движения, но я с этим не совсем согласен. Безопасности угрожают прежде всего разбитые дороги и отсутствие нормальных ограждений. Думаю, истинная причина в другом — нужно было освободить рынок для новых автомобилей, производимых в России, и для кредитных программ.

7. Выводы и прощание

Для себя я усвоил важный урок: нужно уметь слушать себя. Если чувствуешь, что что-то подошло к концу — будь то работа, отношения или место, — нужно иметь смелость уйти. Жизнь всего одна.

А что касается автомобильного рынка «Зеленый Угол», то здесь хочется сказать так: у любой, даже самой прекрасной сказки, есть свой конец.