Неопределенность на пути Сербии в Евросоюз: политические вызовы и геополитический контекст

Автор отмечает, что по техническим причинам не смог оперативно прокомментировать Доклад Еврокомиссии о прогрессе Сербии за 2021 год. В данной статье представлен его анализ ключевых моментов этого документа.

1. Ход переговорного процесса

Сербия начала путь к европейской интеграции с подписания Соглашения о стабилизации и ассоциации в 2008 году (вступило в силу в 2013). Переговоры о вступлении, разделенные на 35 тематических глав, стартовали в 2014 году. На сегодняшний день, по состоянию на декабрь 2021 года, открыто 18 глав, две из которых временно закрыты. При этом ни одна глава не закрыта окончательно, что вызывает определенную озабоченность.

После двухлетней паузы процесс был реструктурирован: главы, за исключением касающихся Косово (34 и 35), были сгруппированы в 6 кластеров. В настоящее время открыты все главы первого кластера («Основы»), а также выполнены условия для открытия кластеров «Конкуренция» и «Зеленая повестка».

2. Оценки Еврокомиссии и политическая воля ЕС

Доклад Еврокомиссии, охватывающий период с июня 2020 по июль 2021 год, составлен в сдержанных тонах. В нем отмечен прогресс в одних областях и его отсутствие в других, даны рекомендации по необходимым изменениям. Однако для открытия новых кластеров требуется единогласное одобрение всех 27 стран-членов ЕС. Это означает, что любой член союза, имеющий нерешенные вопросы с Сербией или считающий ее вступление невыгодным, может заблокировать процесс. Данный фактор вносит значительную неопределенность в перспективы переговоров.

Автор критикует некоторые части Доклада, основанные на мнениях сербских НПО, считая их излишне пристрастными. Также обращается внимание на требование ЕС к Сербии вести более «активный и недвусмысленный» нарратив о выборе в пользу ЕС, что, по мнению автора, свидетельствует о непоследовательной позиции самого Евросоюза относительно расширения.

3. Главное условие и двойные стандарты

Ключевым и, по мнению автора, несправедливым условием для Сербии является требование заключить «всеобъемлющее и юридически обязывающее соглашение о нормализации» с Косово. Это, по его оценке, лишь поощряет деструктивную позицию Приштины, которая рассчитывает, что Белград пойдет на уступки ради скорейшего вступления в ЕС.

Статья указывает на двойные стандарты ЕС, напоминая, что Румыния и Болгария были приняты в союз по геополитическим соображениям НАТО без полного выполнения условий, а Хорватия стала членом ЕС, несмотря на проблемы, связанные с положением сербского меньшинства и пересмотром истории.

4. Внешняя политика Сербии и критика ЕС

В Докладе содержится критика внешней политики Сербии (глава 31): отказ присоединиться к санкциям против России и декларациям ЕС по Гонконгу, визиты российских чиновников, публичная благодарность за помощь от России и Китая во время пандемии. Автор подчеркивает, что Сербия придерживается политики военного нейтралитета, и ЕС не должен ожидать от нее действий, типичных для стран-членов НАТО. Он отмечает, что политика безопасности ЕС часто определяется интересами Вашингтона и Лондона, что противоречит экономическим интересам крупных европейских стран, таких как Франция и Германия, стремящихся к сотрудничеству с Россией.

Обратите внимание: Яков Кедми объяснил, почему Белоруссия вскоре признает Крым.

5. Общественные настроения и исторический контекст

Автор комментирует данные опроса, согласно которому сербская молодежь испытывает наибольшую симпатию к России. Он считает, что это естественно, учитывая исторические, культурные и религиозные связи, и не противоречит уважению к правовым достижениям ЕС. При этом общество осознает экономическую важность ЕС: на него приходится 62% торгового оборота и две трети инвестиций.

Однако в памяти общества живы события 1990-х годов: поддержка Западом сепаратистов в Югославии, агрессия НАТО в 1999 году и последующее признание независимости Косово большинством стран ЕС. В противовес этому Россия последовательно защищает международное право и интересы Сербии в ООН, включая поддержку Резолюции 1244 по Косово.

Автор делает вывод: военный нейтралитет и стратегические отношения с Россией являются для Сербии непреложными. Если Евросоюз не может это принять, то, по сути, он отождествляет себя с НАТО.

Профессор Милош Банджур, народный депутат от Сербской прогрессивной партии

Ранее материал был опубликован на нашем портале RuSerbia.com

#сербия

#ЕС

#евросоюз

#политика

#политика и общество

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: Когда Сербия вступит в ес - не знает никто.