Судан на перепутье: история переворотов, внешнее давление и роль армии

Военные – ведущая общественная сила Судана

10 декабря в Совете Безопасности ООН состоялось обсуждение ситуации в Республике Судан. Хотя страна находится в фокусе внимания Совета уже много лет, данное заседание было посвящено в первую очередь последствиям нового государственного переворота, произошедшего в октябре.

1. Хроника политической нестабильности

Очередной политический кризис, который можно назвать переворотом, случился в Судане 25 октября. Это событие стало продолжением длинной череды силовых смен власти, начавшейся вскоре после обретения независимости в 1956 году. Первый переворот произошел в 1958 году, за ним последовали события 1969, 1971 и 1989 годов. Были и многочисленные неудачные попытки захвата власти – в 1977, 1990, 2004, 2012 и 2019 годах.

Нынешний инцидент – уже третий за последние три года, из которых два увенчались успехом. Современная волна нестабильности началась после свержения в сентябре 2019 года президента Омара аль-Башира, который сам пришел к власти в результате переворота 1989 года. Несмотря на это, он шесть раз побеждал на всеобщих выборах. По свидетельствам очевидцев, включая автора статьи, в период правления аль-Башира критика власти была возможна, что ставит под сомнение тезис о его исключительно репрессивном режиме.

2. Внешние факторы в суданской истории

Развитие Судана на протяжении десятилетий в значительной степени определялось внешним вмешательством. В августе 1998 года США нанесли авиаудары по столице страны Хартуму. Затем последовали жесткие санкции и объявление Судана «террористическим государством», что фактически поставило его вне закона в международных отношениях. Внутренние конфликты в стране, особенно в Дарфуре и на юге, методично подпитывались извне, часто под предлогом защиты федеративного устройства, навязанного Судану.

В 2005 году ситуация в стране была передана на рассмотрение Международного уголовного суда (МУС), хотя Судан не является участником его Статута. Это решение стало инструментом внешнего контроля. Против президента аль-Башира и ряда высокопоставленных лиц были выписаны ордера на арест.

3. Распад страны и нефтяной вопрос

Одним из трагических итогов этого давления стал распад Судана в 2011 году, когда южная часть страны отделилась, образовав независимый Южный Судан. Формально раздел был осуществлен по результатам референдума. Однако есть серьезные основания полагать, что эта процедура была частью геополитической операции, направленной на расчленение крупнейшего африканского государства и отсечение от него основных нефтеносных районов.

До разделения Судан обладал одними из крупнейших запасов нефти в Африке. Референдум о независимости был проведен только на территориях, исторически стремившихся к отделению, без участия всего населения страны. Сегодня около 70% ВВП Южного Судана обеспечивает нефть. Примечательно, что решение о такой форме референдума было принято вскоре после выдачи МУС ордера на арест президента аль-Башира.

4. Роль армии и двойные стандарты Запада

Несмотря на потерю нефтяных месторождений, Судан сохранил ключевую инфраструктуру, включая нефтепроводы. Сопротивление мощному внешнему давлению стало возможным во многом благодаря особой роли армии в жизни страны. И Омар аль-Башир, и нынешний лидер Абдель Фаттах аль-Бурхан – генералы; военная элита занимает центральное место в политической системе Судана.

Здесь ярко проявляется двойная бухгалтерия «международного сообщества». Свержение законно избранного президента аль-Башира в 2019 году не вызвало серьезного осуждения на Западе. В то же время действия нынешнего военного руководства, распустившего переходное правительство, были немедленно объявлены нелегитимным переворотом. Возможно, такая реакция связана с внешнеполитической ориентацией Судана, который до 2019 года активно развивал отношения с Россией, обсуждал создание российской военной базы и позиционировал себя как «мост в Африку».

5. Позиция России и предотвращение кризиса

Как отмечал министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, Россия всегда выступала за сохранение территориальной целостности Судана. Признание независимости Южного Судана произошло лишь после того, как «сами суданские стороны в итоге согласились» с разделом, на который, по словам Лаврова, давили «внешние игроки, прежде всего США».

Российская дипломатия обращала внимание на дестабилизирующую деятельность внешних сил в Судане как за неделю, так и за три дня до событий 25 октября. Это позволяет рассматривать роспуск переходного правительства не как переворот, а как меру по предотвращению более масштабного кризиса. Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова подчеркивала, что председатель Суверенного совета и главнокомандующий аль-Бурхан действовал как фактический глава государства. Поэтому Россия рассматривает произошедшее как внутреннее дело Судана.

О том, что в стране готовился иной, настоящий переворот, свидетельствует ряд фактов. Например, визиты в Хартум прокурора МУС Фату Бенсуды и обсуждение вопроса о выдаче Омара аль-Башира. Выдача бывшего президента – это вопрос не только о личности, но и о суверенитете страны и статусе ее военных как ключевой политической силы.

6. Путь к нормализации

Ситуация в Судане постепенно стабилизируется. Военное руководство демонстрирует готовность к диалогу. 21 ноября в Хартуме было подписано политическое соглашение между председателем Суверенного совета аль-Бурханом и свергнутым 25 октября премьер-министром переходного правительства Абдаллой Хамдуком.

Развитие событий подтвердило правильность сдержанной позиции России, отказавшейся осуждать военных. На последнем заседании СБ ООН западные страны резко критиковали суданские власти. Генсек ООН Антониу Гуттериш в своем докладе использовал формулировки, подрывающие доверие к нынешнему руководству.

В отличие от этой линии, представитель России заявил о недопустимости «политического давления» и «экономического шантажа» в отношении Судана под эгидой ООН. Он отметил важность партнерства военных с гражданскими силами как гарантии стабильности. 16 декабря в ходе телефонного разговора Сергея Лаврова с Абдель Фаттахом аль-Бурханом была подтверждена важность координации на международной арене и в очередной раз заявлено о недопустимости внешнего вмешательства в дела Судана.

#политика и общество #политика #страны мира #путишествия #страна для жизни #пизиции #люди #политика партии

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: Суданские загадки.