Английский философ-материалист, в свое время очень сильно испугал своих современников крайностью своих взглядов на самого Господа Бога. Также он был политическим мыслителем, вошел в историю как автор теории общественного договора. Он внёс вклад в различные области знания, такие как геометрия, баллистика и оптика. Настоящий учёный и общественный деятель, но всё же философ, недовольный религией.
Он продолжал отстаивать право короля править в качестве абсолютного монарха. Он считал, что абсолютная власть должна быть только у одного, причем не достигаться, а наследоваться, иначе будут бесконечные потрясения и гражданские войны.
Начав с идеи, согласно которой люди — эгоистичные существа, стремящиеся исключительно к обладанию своим личным благом, Гоббс утверждает, что, если не принимать соответствующих мер, это приведет к постоянной «войне всех против всех». Дабы избежать этого, полагает он, люди уступают свои индивидуальные права власти «суверена» (монарха или правящей ассамблеи), который взамен обеспечивает им безопасность и благополучие.
Его обвиняют в том, что все общественные институты, само государство и человека он низвел на положение простого функционала, перечня необходимых качеств и свойств, без которых человек сам себе не нужен.
Подобно Бэкону и Декарту, Гоббс стремился в своих исследованиях не только устанавливать новые факты, но и разрабатывать и использовать новую методологию.
В отличие от Декарта, его интересы носили в большей степени политический, нежели эпистемологический характер, но он позаимствовал у него и у других своих современников (таких как Галилей и Ньютон) идею о том, что, если естественные науки могут быть подкреплены аксиоматическими законами природы, то же относится и к общественным наукам. Гоббс пытался применять естественные законы в сфере политики.
Основы новой политической науки Гоббса впервые были изложены в 1640 году в трактате «Основания права», предназначенном не для публикации, а для использования сторонниками короля Карла I с целью оправдания его действий против враждебного ему парламента.
В труде «О гражданине», опубликованном в Париже в 1642 году, он развивает темы, затронутые в работе «Основания права», но особенно ярко идеи Гоббса представлены в «Левиафане» (государство сравнивается с легендарным морским чудовищем, управлять которым невозможно). По мнению мыслителя, в своих действиях человек руководствует определенными естественными законами. По аналогии с первым законом движения Ньютона, Гоббс полагает, что естественное состояние человека — состояние войны, если только он не испытывает внешнего воздействия и не вынужден подчиняться законам общественной жизни. Только договор, опирающийся на применение силы, способен удержать человека от возвращения в это естественное состояние. Без такого договора, говорит Гоббс, общество распадется, и начнется «война всех против всех», в результате чего жизнь человека станет «одинокой, убогой, отвратительной, звероподобной и короткой».
Ввиду этого Гоббс выдвигает понятие общественного договора, который удерживает нас от возвращения в темное, «естественное» состояние войны. Каждый человек, говорит он, руководствуется естественным законом самосохранения. Всякий из нас, естественно, желает блага для себя, и договор предусматривает, что оно будет обеспечено каждому при условии, что каждый будет учитывать право других людей на такое же благо.
Общественный договор Гоббса призван урегулировать природные инстинкты, управляющие поведением людей. Неудивительно, что он был материалистом, для которого всё во Вселенной материально, и какие-либо нематериальные сущности, вроде духов или душ, отсутствуют. Даже Бог — не более чем материя. Со времен досократиков ни один философ не демонстрировал такую стойкую приверженность материалистическим принципам. Хотя это было в духе эпохи, большинство его современников не решались проявлять подобную смелость, опасаясь католической цензуры.
Однако этот материализм был вынужден уступить место некоторым элементам свободной воли без привлечения бесплотной души или разума. Ибо, хотя Гоббс придавал большое значение естественному состоянию человека, ему приходилось учитывать отношение общества к договору. Для Гоббса свободная воля и детерминизм были взаимоисключающими, а вполне совместимыми понятиями. Как вода ничем не сдерживается и всё же проливается на землю, так и люди свободны, но при этом подчиняются естественным законам. Пока человек следует своим природным наклонностям, которые, в конечном счете, сводятся к стремлению выживать и размножаться, он обладает свободой действия. Человеческие наклонности определяются не только природой человека, но и его личностью, призванной управлять и сдерживать свою природу, стремящуюся к бесконтрольной свободе и самовыражению.
#британия #актуальное сегодня #интересный факт #история #культура #политика и общество #открытия #литература #философия #законы
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: Чем запоминается Томас Гоббс?.