В рамках масштабной программы по освоению Арктики российское правительство утвердило планы по строительству трёх атомных ледоколов проекта «Лидер», которые станут самыми мощными в мире. Параллельно будет реализован проект 2222, предусматривающий создание ещё пяти ледокольных судов. Эти инициативы закреплены в президентском указе «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года», который определяет долгосрочные цели государства в регионе.
1. Ключевые проекты арктической стратегии до 2035 года
Стратегия развития Арктической зоны включает не только ледокольный флот. Помимо трёх судов типа «Лидер» и пяти по проекту 2222, планируется построить 16 аварийно-спасательных и буксирно-спасательных судов различной мощности, два лоцманских судна и три современных гидрографических корабля. Этот комплекс мер направлен на обеспечение безопасности, навигации и исследовательской деятельности в сложных арктических условиях.
2. Технологические особенности ледоколов «Лидер»
Как отмечает председатель правительства Михаил Мишустин, головное судно серии — ледокол «Арктика» — представляет собой инженерный шедевр, способный обеспечивать круглогодичную проводку судов по Северному морскому пути. Ключевые технические характеристики ледокола:
- Мощность силовой установки — 120 МВт;
- Скорость на чистой воде — до 22 узлов;
- Способность преодолевать лёд толщиной до 4 метров;
- Длина корпуса — 209 метров;
- Ширина — 47,7 метра;
- Водоизмещение — около 70 тысяч тонн.
Сердцем ледокола является атомная энергетическая установка с двумя реакторами нового поколения РИТМ-400, что обеспечивает ему автономность и высокую эффективность в экстремальных условиях.