В условиях санкций и ухода иностранных компаний перед Россией встал вопрос обеспечения населения товарами. Одним из решений стал механизм параллельного импорта, официально разрешенный с 30 марта 2022 года. Эта статья объясняет, как работает эта система, какие товары она охватывает и как повлияет на их стоимость для конечного потребителя.
1. Что такое параллельный импорт и как он работает?
В классической схеме поставок производитель заключает договор с официальным дистрибьютором в стране, который затем продает товары крупным розничным сетям. Параллельный импорт меняет лишь одно звено в этой цепочке: российские ретейлеры закупают продукцию не у официального российского дилера, а у сторонних, часто небольших, зарубежных компаний, которые, в свою очередь, легально приобрели эти товары у производителя. Поставки могут идти напрямую из страны-производителя или через третьи государства.
Ключевая особенность — такой ввоз осуществляется без прямого согласия правообладателя торговой марки. Это законно благодаря принципу «исчерпания прав»: после первой легальной продажи производителем право контролировать дальнейшее распространение товара считается исчерпанным. Поэтому такие товары называют «серыми», но не «контрафактными». Они имеют все необходимые сертификаты и проходят таможенное оформление.
Этот механизм давно и успешно применяется во многих странах, включая США, Великобританию и Турцию. В России он уже использовался в начале 2000-х, в основном для автозапчастей, но был свернут для привлечения иностранных инвесторов. Его возвращение — вынужденная мера для предотвращения дефицита, вызванного валютной волатильностью, сбоями в логистике и невозможностью прежнего ценообразования.
Обратите внимание: Легендарный Авторынок г.Владивосток! Конец ЭПОХЕ....
2. Какие товары можно ввозить и какие сложности ожидаются?
Минпромторг утвердил обширный список из примерно 100 категорий товаров для параллельного импорта. В него входят:
- Автомобили марок BMW, Toyota, Audi и других.
- Электроника и бытовая техника от Apple, Samsung, Sony, HP.
- Промышленное оборудование.
- Одежда, обувь и косметика.
Однако эксперты предупреждают, что быстро наладить поставки в прежних объемах не удастся. Крупные зарубежные сети не будут продавать товары оптом в Россию, поэтому завозить их придется небольшими партиями. Основная логистическая проблема — перестройка маршрутов. Традиционные пути заблокированы, и теперь товары будут идти через соседние страны: Китай, Казахстан, Киргизию, Армению и Турцию, что увеличивает время и стоимость доставки.
3. Почему товары могут подорожать?
На итоговую цену для потребителя повлияет несколько факторов:
- Логистика. Удлиненные и сложные маршруты, нехватка контейнеров и высокая стоимость перевозки.
- Таможенные пошлины. Их размер варьируется в зависимости от категории товара. Например, пошлина на смартфоны и ноутбуки составляет 0–5%, на бытовую технику — 10–15%, а на новые импортные автомобили может достигать 50% от их стоимости.
- Изменение формы поставок. Многие товары (автомобили, электроника) раньше собирались в России из импортных комплектующих. Теперь их, вероятно, будут ввозить в готовом виде, что облагается более высокой пошлиной.
В то же время для поддержки экономики государство отменило ввозные пошлины на некоторые критически важные товары: компоненты для электроники, строительные материалы, лекарственные субстанции, ткани и упаковку.
Таким образом, параллельный импорт поможет заполнить полки магазинов и избежать тотального дефицита, но в среднесрочной перспективе он вряд ли станет полноценной заменой традиционным поставкам. Потребителям стоит быть готовыми к более высоким ценам, возможным задержкам поставок и необходимости более внимательно проверять происхождение и гарантийные условия на «серые» товары.
Спасибо, что дочитали до конца, можете также прочитать другие мои статьи.
#экономика #мировая экономика #политика #экономика россии
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: «Серый» рынок: как работает параллельный импорт.