Династия Каролингов, она же Мартелов и Пипинидов с самого своего начала прославилась победами над своими врагами и стремлением объединить под своей властью как можно больше земель Западной Европы.
Рим ко времени Пипина Короткого отца Карла Великого был в очень плачевном состоянии - был авторитет, но никакой силы и уважения, даже со стороны ближайших соседей. Рим считался городом Византийской империи, а его епископ - подданным Византийского императора. И такая ситуация казалась бесконечной, но Папы были умными людьми, и они решили объединиться с теми, кто считался грубыми и сильными варварами, способными побеждать арабов. Обменять свою поддержку им на их поддержку себе. И у них получилось!
Рим был в столь критическом положении, когда соседи измывались над ним, Византия не собиралась и даже если бы хотела, не смогла бы помочь. Но и франки не особо горели желанием помогать, поэтому Папа Стефан III кроме того, что попросил помощи против лангобардов, но и прямо высказался в необходимости и срочности возвеличения франков — а именно потому, что скоро случится конец света.
Казалось бы, если скоро конец света, то нужно спасать свои души, но папский Рим считал первой задачей распространение христианства и спасение всех душ, каких только можно найти. Поэтому многие в Риме считали, что именно франки приближают его тем, что христианизируют фризов, саксов и другие языческие народы, а раз их войны успешны, то не за горами конец света, потому многие считали, что в Европе больше некого христианизировать.
Вводить в эсхатологическую плоскость политические отношения Рим был вынужден. Франки же от эсхатологической составляющей возгордились и посчитали себя равными Византии, что особенно сильно видно на примере Карла Великого, бросившего вызов Византии. Восстановить всю Западную Римскую Империю он не смог, но он дал понять, что у Рима появилось второе дыхание, и он уже не остановится в преследовании своих целей, не будет оглядываться на византийского императора, бояться его и тем более подчиняться. У него, как и раньше появилась своя империя, в которой он главный, разумеется, во главе с Карлом Великим, признавшим себя сыном Рима, а раз сын, то он слушается своего отца и готов ему повиноваться, если это идет в разрез с его интересами. Во всяком случае, франки могли и дольше обделывать свои дела на Западе, если бы Папа Римский не поторопил их, ссылаясь на близость и неизбежность конца света.
У варварских королевств мотивы войны друг с другом были исключительно политические, но никак не приближение конца света. Религия же придала другое измерение всем войнам и действиям франков. Но другое дело, что после такой сосредоточенности на конце света, должно было и наступить разочарование в таком посыле, когда он не осуществился, что послужило причиной падения авторитета Рима, не сильного, но падения. Но Рим специально пошел на такое падение. Он прекрасно знал, что это неизбежно, но нужно было действовать — либо ты, либо тебя. И Рим разумеется, выбрал себя любимого.
Помоги мне, чтобы я помог тебе стать действительно великим. И франки не пожалели о своем выборе, а Рим получил долгожданный статус — великого центра христианства, притяжения его самых лучших и худших представителей и идей. После долгих лет, когда на Рим не обращали внимания и считали его провинциальным городом, чье процветание давно миновало, Рим пробудил такую силу, которая ясно дала понять — христианство не умерло на Западе, оно просто взяло долгую паузу, оно не только религия, но и политическая реальность.
#политика и общество #религия #христианство #рим #история #запад #войны #византия #европа #актуальное сегодня
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: Козырь папского Рима, сыгравший с ним злую шутку?.