Как США захватили Панамский канал: от французского провала до американского переворота

1. Панамский канал: география как предопределение

Узкий перешеек, соединяющий Северную и Южную Америку, сам по себе напрашивался на создание судоходного пути. Идея была очевидна: зачем кораблям совершать долгий и опасный путь вокруг всего континента, если можно проложить кратчайший маршрут между Атлантическим и Тихим океанами? Однако история создания Панамского канала оказалась не столько историей инженерной мысли, сколько историей политических интриг, финансовых крахов и силового давления.

Французская авантюра: от триумфа к катастрофе

На рубеже XIX и XX веков мир был охвачен гигантоманией гидротехнического строительства. Французский инженер Фердинанд де Лессепс, герой и создатель Суэцкого канала, решил повторить свой успех в Новом Свете. Вдохновленный предыдущей победой, он приступил к проекту, не до конца оценив все сложности.

Фердинанд де Лессепс — инженер, чей успех сменился громким провалом.

В то время территория перешейка принадлежала Колумбии. Первой практической попыткой соединить океаны стала железная дорога, построенная американской компанией. Однако её эксплуатация оказалась крайне дорогой, и она не решала проблему морских перевозок. Де Лессепс, выкупив эту дорогу, вложил все свои средства и деньги инвесторов в строительство канала. Проект потерпел сокрушительное фиаско: нехватка средств, сложные климатические условия и болезни привели к банкротству компании. Этот крах вызвал финансовый кризис во Франции и падение нескольких правительств.

Американский интерес: дипломатия, подкуп и давление

На смену обанкротившимся французам пришли американцы. Компания New Panama Canal Company выкупила остатки проекта за бесценок. Следующим шагом стала попытка договориться с Колумбией об аренде территории на 100 лет за 10 миллионов долларов сразу и ежегодную плату в 250 тысяч после открытия канала.

Панамский перешеек — стратегический коридор, ставший яблоком раздора.

Президент Колумбии счел условия невыгодными, надеясь на лучшие предложения. Однако США, заключив договор с Великобританией о признании канала зоной своих интересов, изолировали Колумбию на международной арене. Под давлением колумбийский лидер был вынужден уступить, рассудив, что лучше получить хоть что-то, чем остаться ни с чем.

Обратите внимание: Пашинян заявил, что участие наемников в Карабахе нужно расследовать на международном уровне.

Политический шантаж и организация переворота

Когда колумбийский парламент отказался ратифицировать соглашение, США перешли к более жесткой тактике. Сначала они пригрозили построить канал по альтернативному маршруту через всю территорию Колумбии, лишив её всех выгод. Затем в дело вступил президент США Теодор Рузвельт, который начал открыто угрожать колумбийским властям.

Теодор Рузвельт — американский президент, активно продвигавший интересы США в регионе.

Американская администрация тайно вступила в сговор с панамскими сепаратистами во главе с оппозиционером Буно-Вариллой. США обеспечили мятежников оружием, поддержкой и организационной помощью.

Создание Панамы и окончательный захват канала

В 1903 году сепаратисты подняли восстание. В решающий момент США оказали им прямую военную поддержку: американские корабли высадили десант, заблокировав ключевые точки, а компания New Panama Canal Company парализовала железнодорожное сообщение, не дав Колумбии перебросить войска.

Мятежники провозгласили независимость Панамы. Новое марионеточное правительство в тот же день подписало с США выгодный договор о передаче прав на зону канала. Интересно, что американцы, выплачивая компенсацию, вычли из суммы стоимость земли под железной дорогой, которую они же и приобрели ранее.

Контроль над стратегически важной артерией приносил США колоссальные доходы. При первоначальных затратах на аренду около 1,9 миллиона долларов (с учетом инфляции) ежегодная прибыль от транзита составляла не менее 100 миллионов. Лишь в конце XX века, в 1999 году, канал был окончательно передан под суверенитет Панамы.

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: Узкая полоска земли между Северной и Южной Америкой сразу же наводит на мысли о канале.