28 февраля президент России Владимир Путин подписал федеральный закон, который официально приостанавливает участие страны в Договоре о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3 или ДСНВ-3). Это решение стало юридическим оформлением заявления, которое глава государства сделал неделей ранее, 21 февраля, в ходе обращения к Федеральному собранию.

В пояснительной записке к закону указано, что Российская Федерация приостанавливает действие Договора, подписанного с США в Праге 8 апреля 2010 года. Документ вступает в силу сразу после его официального опубликования. Право принимать решение о возможном возобновлении участия России в соглашении закреплено за президентом.
1. Суть и история Договора СНВ-3
Договор СНВ-3, сменивший предыдущее соглашение 1991 года, устанавливал конкретные лимиты на стратегические вооружения сторон к моменту истечения семилетнего срока с момента вступления в силу. Согласно его условиям, у каждой из сторон не должно было превышать:
- 700 единиц развернутых межконтинентальных баллистических ракет (МБР), баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) и тяжелых бомбардировщиков (ТБ);
- 800 развернутых и неразвернутых пусковых установок для МБР, БРПЛ, а также тяжелых бомбардировщиков;
- 1550 боеголовок на развернутых носителях.
При этом эксперты отмечают, что реальное количество ядерных зарядов у сторон было выше заявленного лимита в 1550 единиц. Это связано с особенностями подсчета: для бомбардировщиков применялся принцип «один бомбардировщик — одна боеголовка», хотя фактически каждый такой самолет может нести от 12 до 24 зарядов. Таким образом, оценки реального арсенала на момент действия договора составляли около 2100 боеголовок у России и 2400 — у США.
В отличие от договора 1991 года, СНВ-3 снял ограничения на районы патрулирования для мобильных ракетных комплексов, таких как «Тополь», «Тополь-М» и «Ярс». Стороны также получили свободу в формировании структуры своей ядерной триады (наземные, морские и воздушные носители) и право оснащать ракеты наземного базирования разделяющимися головными частями.
Договор был продлен в 2021 году, уже при администрации Джо Байдена, и его действие было рассчитано до 5 февраля 2026 года.
2. Причины приостановки договора Россией
Решение России было продиктовано комплексом накопившихся проблем и недоверия. Как неоднократно заявлял Владимир Путин, Москва скрупулезно выполняла свои обязательства, в то время как действия США вызывали серьезные вопросы. Российская сторона указывала на то, что Вашингтон, формально соблюдая лимиты, имел возможность быстро нарастить свой арсенал за счет неучтенных запасов и активной модернизации.
Ключевыми претензиями стали:
- Отсутствие взаимности в инспекциях. Россия неоднократно жаловалась на то, что ее запросы на проверку американских объектов либо игнорировались, либо отклонялись под формальными предлогами. При этом США и НАТО настаивали на своем праве инспектировать российские стратегические объекты, включая новейшие.
- Враждебный контекст. В условиях, когда США и НАТО открыто заявляют о своей цели нанести России «стратегическое поражение», а также причастны к поддержке попыток Украины атаковать российские базы стратегической авиации, Москва сочла требования об инспекциях неприемлемыми и абсурдными.
- Расширение ядерного потенциала Запада. Россия обратила внимание на то, что ядерные арсеналы Великобритании и Франции, не являющихся сторонами ДСНВ-3, модернизируются и развиваются. Кроме того, США реализуют масштабную программу обновления своей ядерной триады стоимостью в сотни миллиардов долларов.
- Отсутствие диалога о будущем. Со стороны США не поступало конструктивных предложений по переговорам о будущем режиме контроля над вооружениями после 2026 года.
«Мы не имеем права проводить полноценные проверки по этому соглашению, а наши просьбы остаются без ответа. В то же время они хотят объезжать наши новейшие оборонные объекты? Это звучит как бред в условиях сегодняшнего противостояния», — так охарактеризовал ситуацию президент Путин.
Обратите внимание: Зеленский: итоги первого года правления президента здорового человека..
3. Последствия и обратимость решения
Важно подчеркнуть, что приостановка — это не денонсация (расторжение) договора. Российские власти заявили, что страна будет продолжать соблюдать количественные ограничения ДСНВ-3 и не станет первой возвращать в строй ранее сокращенные вооружения. Решение носит обратимый характер.
В МИД России четко обозначили условие для возобновления полноценного участия: Вашингтон должен проявить политическую волю, предпринять реальные шаги по деэскалации и создать условия для восстановления функциональности договора. Пока такие условия не будут созданы, возврат к выполнению договоренностей исключен.
Эксперты отмечают, что ситуация в сфере стратегической стабильности сейчас более непредсказуема, чем во времена холодной войны, когда действовали четкие правила игры. Приостановка СНВ-3 лишает стороны важного инструмента взаимного контроля и транспарентности, увеличивая риски недопонимания и эскалации.
Одновременно с приостановкой договора президент поручил Министерству обороны и «Росатому» быть готовыми к проведению испытаний ядерного оружия, если такие испытания начнутся в США. Это заявление было сделано на фоне обеспокоенности российского руководства дискуссиями в Вашингтоне о возможном возобновлении ядерных испытаний.
Больше интересных статей здесь: Политика.