Выдающийся режиссёр, актёр и общественный деятель Никита Михалков — фигура, выходящая за рамки современности. Обладая статусом председателя Союза кинематографистов России, «Оскаром» и высокими государственными наградами, он напоминает скорее государственного мужа прошлых эпох, чем обычного деятеля культуры. Его карьера, длящаяся более шести десятилетий, отмечена созданием знаковых фильмов и ярких актёрских работ.
Достигнув вершин славы и благосостояния, Михалков мог бы позволить себе спокойную жизнь в кругу семьи. Однако он продолжает активно мыслить и действовать на благо России: воспитывает новое поколение кинематографистов в своей академии и через своё творчество стремится влиять на общество. Какие же идеи он хочет донести до своих соотечественников?
1. Взгляд на современную молодёжь
Михалкова тревожит культурный контекст, в котором растёт новое поколение. Он с грустью наблюдает за миром коротких видео в TikTok, где гримасничанье часто подменяет собой глубину мысли. Режиссёр противопоставляет это богатству русской классической культуры, воспитанной на творчестве Достоевского, Чехова, Бунина и Булгакова, которая всегда стремилась пробуждать в человеке сострадание, искать справедливость и постигать вечные ценности.
«Как бы то ни было, даже сегодня человек зависит от простых, фундаментальных вещей: жизни и смерти, болезни и здоровья, голода, страха, отношений с родителями и детьми, — рассуждает Михалков. — Рано или поздно каждый сталкивается с необходимостью услышать чужую боль, задуматься и принять решение».
Режиссёр предупреждает: если сознание молодого человека формируется лишь под влиянием роликов о лёгком обогащении и поверхностных развлечениях, он оказывается не готов к реальным жизненным испытаниям. Такая жизнь рискует превратиться в череду катастроф, от которых человек будет бежать, например, в зависимость, и в итоге не реализует свой потенциал.
По мнению Михаилова, современный человек разучился мыслить самостоятельно. Он приводит красноречивый пример: «Если у ребёнка спрашивают, кто написал «Войну и мир», он первым делом смотрит в смартфон. А если телефона под рукой нет?». В такой ситуации, по иронии, у него просто не остаётся возможности найти ответ.
В этом контексте Михалков проводит тревожную параллель с идеологией нацистской Германии, которая предназначала «низшим» народам лишь минимальное образование — умение считать и читать вывески. Всё остальное знание считалось для них излишним. Риторический вопрос режиссёра заставляет задуматься: не ведёт ли отказ от глубины и самостоятельности мышления к подобному же порабощению, только уже не расовому, а интеллектуальному?
2. Принципы воспитания и критика системы
Никита Сергеевич является сторонником раннего и осмысленного воспитания. Он часто вспоминает слова своей матери: «Ребенка надо воспитывать, пока он лежит поперёк кровати — когда ляжет вдоль, будет поздно». Именно поэтому он критически оценивает современную систему образования, в частности, формат тестовых экзаменов.
Обратите внимание: Знаменитости, которые стали политиками.
Когда школьников учат не размышлять и не формулировать мысли в сочинениях, а лишь механически выбирать варианты ответов, это, по его мнению, губительно для развития.«Угадал или не угадал ответ — и смысл вопроса становится второстепенным. Такой экзамен усыпляет мозг», — утверждает режиссёр. Он призывает вспомнить, на что была способна молодёжь в прошлом: Пушкин создал свои великие произведения к 29 годам, Лермонтов был убит в 26, а стихотворение «Белеет парус одинокий» написал в 18 лет. Где сегодня такие масштабы таланта и ранней зрелости?
3. Феномен зависти и отношение к богатству
Михалков неоднократно и жёстко критиковал наследие ельцинской эпохи, включая Ельцин-центр. Он считает, что корни широко распространённой в обществе неприязни к олигархам и успешным людям лежат в событиях 1990-х годов, когда национальная экономика была распродана за бесценок, что привело к вопиющему расслоению общества.
Однако, по его мнению, дело не только в исторических обстоятельствах. Здесь проявляется и особенность национального характера, которую метко отражает поговорка: «Не то чтобы жаль, что моя корова сдохла, жаль, что у соседки жива». Русский человек, как считает Михалков, часто живёт мечтами о чуде, а не расчётом на упорный труд. Отсюда и народные сказки про ковёр-самолёт, скатерть-самобранку или Емелю на печи.
«Иван-дурак лежал на печи, в то время как два брата трудились. В итоге дурак получил золото, а братья — нет. Коренная черта — это зависть к чужому успеху и богатству», — анализирует Михалков. При этом он призывает не ставить на всех олигархов одно клеймо.
Режиссёр проводит различие: одни бизнесмены действительно вывели капиталы из страны, живут за границей и продолжают истощать российскую экономику. Другие же, как, например, Олег Дерипаска, вкладываются в развитие российских регионов, в частности Сибири, создают рабочие места и поддерживают жизнь малых городов. Что вы думаете о такой позиции Никиты Михалкова? Поделитесь своим мнением в комментариях!
С вами был Лукинский в истории.
Если материал был интересен, ваша подписка — лучшая поддержка моей работы.
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: Никита Сергеевич богат и знаменит, он мог бы просто пить вино и нянчить внуков, не делать больше ничего и быть великим.