Результаты предварительных выборов в Аргентине стали настоящей сенсацией: победу одержал эксцентричный политик-аутсайдер Хавьер Милей, что отражает глубокое разочарование избирателей в традиционных партиях.

В Аргентине завершились обязательные открытые первичные выборы (PASO), которые выполняют роль важного политического фильтра. Их цель — отсеять кандидатов, не пользующихся реальной поддержкой. В преддверии основных президентских выборов, намеченных на 22 октября, свои амбиции изъявили 22 человека. Согласно аргентинскому законодательству, для победы в первом туре кандидату необходимо набрать более 45% голосов либо 40% с отрывом от ближайшего соперника не менее чем на 10 пунктов. Если никому это не удастся, 19 ноября состоится второй тур между двумя лидерами первого голосования. Новый президент вступит в должность в декабре.
1. Праймериз как зеркало народных настроений
Проведенные за 2,5 месяца до основных выборов праймериз считаются надежным барометром электоральных предпочтений. Эта сложная система была введена не только для отсева слабых кандидатов (порог для участия в основных выборах составляет 1,5%), но и как ответ на проблему недоверия к часто фальсифицируемым социологическим опросам.
2. Триумф политического радикала
Сенсационную победу на праймериз одержал конгрессмен Хавьер Милей, лидер партии «Свобода наступает». Его часто сравнивают с Дональдом Трампом за популистскую риторику и эпатажный стиль. По данным агентства Bloomberg, после обработки 96% бюллетеней Милей набрал 30,1% голосов. Он опередил кандидата от пробизнесовской коалиции «Вместе за перемены» Патрисию Буллрич (28,3%) и министра экономики от правящего перонистского блока Серхио Массу (27,2%).
Политологи объясняют этот результат глубоким недовольством аргентинцев, которые устали от перманентного экономического кризиса, длящегося уже два десятилетия, и гиперинфляции. Вину за это избиратели возлагают на традиционные политические силы. Милей позиционирует себя как либертарианца, стоящего вне привычной шкалы «левый-правый». Его радикальная программа включает в себя обещание закрыть (и даже «сжечь») Центральный банк Аргентины, провести полную долларизацию экономики, резко сократить государственные расходы и провести ряд других ультрарадикальных реформ.
Обратите внимание: Зеленский: итоги первого года правления президента здорового человека..
Эксперты предупреждают, что победа Милея на выборах станет наихудшим сценарием для финансовых рынков. Напомним, что четыре года назад результаты праймериз уже приводили к обвалу аргентинских активов.3. Внешнеполитические и внутренние риски
Потенциальная победа Хавьера Милея, которого поддерживает бывший президент Бразилии Жаир Болсонару, может серьезно осложнить отношения Аргентины с соседними странами, где у власти находятся левые правительства (Бразилия, Мексика, Колумбия, Чили). Само отношение Милея к политическому классу выражено в его же фразе, произнесенной после оглашения предварительных итогов: «Политики не решение, они — проблема».
Кто бы ни победил осенью, новому президенту придется немедленно приступать к решению тяжелейших экономических проблем: сокращению госрасходов и обузданию инфляции. Действовать ему предстоит в условиях политической нестабильности и надвигающейся рецессии — за последние 75 лет в стране их было не менее пятнадцати.
4. Глубина экономического кризиса
Проблемы в экономике Аргентины, второй по величине в Южной Америке, носят системный характер. Для финансирования социальных программ, спасающих миллионы людей от нищеты, Центробанк вынужден постоянно включать печатный станок, что подстегивает инфляцию, уже превысившую 115%. В 2018 году страна получила от МВФ рекордный кредит в 44 млрд долларов, но этого оказалось недостаточно. Инвесторы уверены, что без масштабной девальвации песо (не менее чем на 20%) не обойтись.
5. Феномен Милея: от маргинала до лидера
Хавьер Милей, экономист по образованию, стремительно ворвался в большую политику благодаря эпатажной внешности, резким высказываниям и активному присутствию на телевидении и в соцсетях. Помимо радикальных экономических идей, он выступает за либерализацию владения оружием, резко против абортов и даже допускает легализацию торговли органами. Однако главный вопрос заключается в том, хватит ли ему поддержки в Конгрессе для реализации своей популистской программы в случае победы.
«Милей выступает с парой-тройкой сильных и четких идей и посланий, которые нравятся молодежи из среднего класса, — объясняет его популярность президент социологической компании Magement & Fit Мариэль Форнони. — Еще больше его любят представители низших классов, где к нему относятся, как к рок-звезде».
«Люди, которые просят о кардинальных переменах, думают, что все настолько запутано, что изменить их может только сумасшедший, — отмечает политический аналитик Шила Вилкер. — Поэтому все негативные характеристики только добавляют ему очков».
Стратегия Милея проста. «Если мы выйдем во второй тур, то победа будет за нами», — заявил он еще в марте. Теперь же, после триумфа на праймериз, он рассчитывает на победу уже в первом туре. Готова ли к этому сама Аргентина, станет ясно через три месяца.
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: В Аргентине состоялись президентские праймериз, на которых отсеивают заведомо слабых кандидатов на пост президента.