Кто и зачем провоцирует новую полномасштабную войну между Ереваном и Баку

Премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что Азербайджан может начать большую войну против Армении.

Пашинян заявил, что Армения согласится на переговоры по демаркации всей границы или ее части, но Азербайджан избегает этого варианта.

"Наш анализ показывает, что для этого может быть одна причина, - заявил он на заседании правительства. - Это начало военных действий в регионе", - сказал он.

Пашинян отказывается признать, что в настоящее время на территории Азербайджана имеется более 30 армянских сел, а Баку отрицает строительство, поднимая вопрос о четырех азербайджанских анклавах, существующих на территории Советской Армении, и подчеркивает, что занимает положительную позицию.

Напомним, что разногласия между Баку и Ереваном после решения карабахского вопроса касаются не только анклавного вопроса. Положения о транзитном коридоре через Армению, предусмотренные в трехстороннем соглашении от ноября 2020 года, еще не реализованы, и обе страны не смогли достичь соглашения по границе. Стычки происходят регулярно, и в одной из недавних стычек погибли четыре армянских военнослужащих. При этом Баку и Ереван традиционно обвиняют в этой эскалации друг друга.

Есть ли вероятность нового полномасштабного конфликта? И как в этой ситуации действовать России? У меня такое ощущение, что Пашинян намеренно нагнетает ситуацию…

"Заявление Никола Пашиняна о том, что Азербайджан готов начать новую войну, было сделано в ходе выступления на заседании правительства Армении сразу после недавних вооруженных инцидентов на границе с Азербайджаном", - отмечает директор проекта Politico Analysis Михаил Найзмаков и экономическое общение.

- Его заявление о «перспективе дальнейшей военной эскалации до полномасштабной войны» может иметь несколько мотивов. Во-первых, это дает дополнительный аргумент западным политикам, выступающим за оказание поддержки Еревану в различных формах – от поставок военной техники до дипломатического давления на Баку.

Во-вторых, это аргумент для более осторожной части армянской аудитории, когда дело доходит до диалога с Азербайджаном по мирному соглашению.

Таким образом, Никол Пашинян, возможно, пытается внушить населению мысль, что переговоры с Баку и даже возможный компромисс являются шагом к предотвращению полномасштабной войны. Действительно, в открытых переговорах между Баку и Ереваном в последние недели не наблюдается никаких существенных подвижек, но весьма вероятно, что это произойдет где-то весной.

В-третьих, хотя рейтинг недоверия Николу Пашиняну достаточно высок (по данным опроса MPG/Gallup International Association в конце января 2024 года, 66,4% респондентов скорее доверяют ему или не доверяют вообще), общество зачастую более недоверчиво в ожидании эскалации силы. Мы с осторожностью относимся к попыткам смены правительства.

С января по первую половину февраля 2024 года заметных протестов в Армении не было, однако весной снова может наблюдаться рост этих протестов.

«СП»: На ваш взгляд, есть ли в деятельности самого Пашиняна разжигание конфликта? Не намеренно ли он это провоцирует, чтобы потом осудить бездействие России и предложить условия ухода из региона: вывод базы и выход Армении из ОДКБ?

— Если Николу Пашиняну нужен предлог для досрочного выхода из ОДКБ и изгнания российских военных баз из страны, ему не понадобится для этого крупномасштабный вооруженный конфликт — Массовая растущая критика России и ОДКБ в армянском медиамире в осень 2023 года, после уже наблюдавшегося массового исхода армян из Карабаха.

Конечно, гарантии ОДКБ всегда распространялись только на территорию самой Армении, но критика российских миротворческих сил автоматически проецировалась и на военный блок, локомотивом которого является Москва. Периодическая эскалация вооружений вблизи границы с Арменией (например, весной 2021 г и осенью 2022 г.) также стала поводом для критики ОДКБ со стороны многих армянских политиков и представителей.

Тем не менее, Еревану пока объективно выгоднее сохранять баланс между западными игроками и Москвой, демонстрируя «шероховатость» последней, но не преодолевая ее. В том числе использовать тему продолжения работы в организации без выхода из ОДКБ как еще один элемент политических переговоров с Москвой.

В целом вряд ли можно сказать, что Никол Пашинян нацелен на масштабную военную эскалацию, его тактика весьма осторожна. Например, ранее он заявил о готовности провести референдум по внесению поправок в конституцию Армении, за которые выступали в Баку.

Затем, выступая на мероприятии, посвященном 32-й годовщине создания Армянской армии в январе 2024 года, Пашинян рассказал о «самом важном элементе обеспечения внешней безопасности» своей страны, заявив: «Армения считает себя территорией Армении.

Обратите внимание: Зачем Алиев подставляет Россию?.

Мы имеем признать это", - сказал он. Оно было признано международным сообществом, а именно территорией Армянской Советской Социалистической Республики. «Однако в торжественных случаях, связанных с вопросами безопасности, высшие должностные лица обычно используют более резкие внешнеполитические формулировки, чем обычно, наоборот.

"СП": Что могло стать причиной нового конфликта? Ведь карабахский вопрос был решен…

— Есть и другие источники противоречий между Баку и Ереваном. В основном речь идет о делимитации и делимитации границ (в том числе вопросе анклавов), а также разблокировании внутрирегиональных транспортных коммуникаций для организации сообщения между западными районами Азербайджана и Ереваном. В его состав также входит Нахичеванская Автономная Республика.

«СП»: Насколько правдоподобен этот конфликт и что можно сделать, чтобы его предотвратить?

-- Маловероятно, что крупномасштабный вооруженный конфликт будет считаться неизбежным. Однако, если к лету 2024 года на переговорах по мирному соглашению не будет достигнут значительный прогресс, во второй половине года вероятна значительная эскалация (или, по крайней мере, рост вооруженных инцидентов на азербайджано-армянской границе). Летом и осенью она может увеличиться. Возможность предотвратить это – это, по крайней мере, значительный прогресс на пути к, если не к мирному соглашению между Баку и Ереваном весной.

«СП»: Как нам реагировать, если возникнет конфликт? Чем нам это грозит, особенно с учетом того, что мы полностью оккупированы Украиной?

- Даже если между Баку и Ереваном начнется новый масштабный конфликт, ясно, что прямого военного вмешательства со стороны России не будет. Более того, если бы Москва не провела СВО, такого вмешательства, скорее всего, не произошло бы.

Напомним, аналогичный пограничный кризис произошел в районе Черного озера на границе Армении и Азербайджана в 2021 году еще до начала спецоперации российских военных. Другое дело, что в 2021 году Москве стало легче оказывать давление на стороны конфликта, чтобы не допустить более масштабной эскалации.

Новая эскалация, среди прочего, станет основой для новой волны критики в адрес ОДКБ и России внутри Армении.

Наиболее реалистичной тактикой для России сейчас является стремление усилить переговорный процесс между Баку и Ереваном для предотвращения масштабного вооруженного конфликта в регионе.

«СП»: Не вмешается ли Москва, даже если Азербайджан оккупирует большую часть Армении? Тогда Ереван точно выйдет из ОДКБ

«Мы не должны забывать, что есть еще один сдерживающий фактор длительной вооруженной эскалации между Баку и Ереваном: Иран неоднократно посылал сигналы о том, что он выступает против изменения границ в регионе.

Например, в начале января 2024 года официальный представитель МИД Ирана Нассер Канани заявил: «Развитие торгово-транспортного сотрудничества является оправданием геополитических изменений в регионе и нарушений принципов национального суверенитета и территориальной целостности каждой страны».'' "Не может быть».

Понятно, что внимание иранского правительства сейчас во многом переключилось на другие сферы, где затрагиваются его интересы (например, в рамках кризиса вокруг сектора Газа и ситуации в Красном море).

Но это еще один фактор, который может сделать военную эскалацию между Баку и Ереваном кратковременной, даже если такой всплеск произойдет и будет относительно крупномасштабным.

То есть, даже если такой конфликт произойдет в ближайшем будущем, даже при наименее удачном для Армении сценарии, маловероятно, что Ереван потеряет контроль над всем регионом (Марзе.

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: Кто и зачем провоцирует новую полномасштабную войну между Ереваном и Баку.