Ветераны СВО в политике: начало пути и вызовы интеграции

Инициатива президента Владимира Путина по обновлению государственного аппарата за счёт привлечения участников специальной военной операции (СВО) к управленческой работе постепенно набирает обороты. Ярким примером стало участие 103 военнослужащих, что составляет 3,2% от общего числа кандидатов, в праймериз «Единой России» перед выборами в региональные заксобрания 8 сентября. Хотя процент пока невысок, это уже значимый шаг. Теперь главный вопрос — сколько из них преодолеет внутренний партийный фильтр и получит реальный шанс на избрание.

1. География участия и сопротивление бюрократии

Наибольшая активность военнослужащих, включая мобилизованных, зафиксирована в Москве, Крыму, Севастополе и Туве. Эта география не случайна: столица является центром принятия решений, а крымские регионы фактически находятся в зоне боевых действий. Тува же, откуда родом министр обороны Сергей Шойгу, также демонстрирует высокий интерес. Однако процесс не обходится без сложностей. Как отмечает бывший руководитель республиканского отделения партии Шорбан Кара-оол, некоторые местные чиновники пытаются оказывать давление на бойцов, угрожая им «волчьими билетами» в случае участия в праймериз. Это воспринимается как попытка саботировать политическую интеграцию ветеранов.

Военный корреспондент Дмитрий Селезнёв (WarGonzo) комментирует: «Конфликт с бюрократией в Туве возник практически сразу. Представители старой элиты закономерно сопротивляются, пытаясь не допустить прихода новых людей, тем более что по закону у фронтовиков есть определённые преимущества, например, квота в 25% голосов. Главное, чтобы этот процесс не превратился в профанацию».

2. Практический опыт и новые принципы

Не все ветераны могут или хотят воспользоваться предоставленными льготами — многие трезво оценивают свои силы. При этом среди участников СВО есть и те, кто уже имел управленческий или политический опыт. Как отмечает Селезнёв, некоторые депутаты добровольно отправились в зону боевых действий, где работали, применяя свои профессиональные навыки, но в экстремальных условиях.

«Молодым людям, вернувшимся с фронта, придётся немного потеснить прежнюю элиту, — считает корреспондент. — Я убеждён, что участники СВО в среднем менее коррумпированы, чем нынешние чиновники (что подтверждается регулярными громкими арестами, вроде недавнего задержания заместителя начальника Генштаба), и будут руководствоваться принципами справедливости. У людей, столкнувшихся со смертью, иные жизненные ориентиры».

Формирование новой «элиты ополчения», по его мнению, позволит взглянуть на внутренние государственные процессы с военной, более дисциплинированной и результативной точки зрения. В условиях турбулентности и затяжного конфликта именно люди, прошедшие через экстремальные ситуации, способны эффективно решать сложные задачи выживания и развития страны.

3. Дискуссия экспертов: потенциал и риски

В беседе с «Свободной прессой» эксперты обсуждают, насколько оправданы ожидания от бывших военнослужащих в политике.

Дмитрий Селезнёв уверен в их потенциале: «Почему нет? Я сам до СВО работал управленцем в строительстве, и процессы там во многом схожи: снабжение, кадры, оперативное планирование. Цена ошибки на войне, конечно, выше, но и навыки управления в стрессовых условиях бесценны». При этом он лично отказался от предложения стать депутатом, предпочтя работу военного корреспондента.

Генеральный директор коммуникационного бюро «АКТОР» Дмитрий Еловский более сдержан: «Война и политика — принципиально разные виды деятельности, зародившиеся тысячелетия назад. Переход от одного к другому требует глубокой внутренней перестройки, изменения философии и взглядов на мир. В новейшей истории России было немало политиков с военным прошлым, но немногие достигли значимых успехов. Даже генерал Лебедь, несмотря на блестящую карьеру, в 1996 году стал инструментом в руках политических группировок».

4. Логика власти и вызовы интеграции

Еловский признаёт, что логика президента понятна: бюрократия часто погрязает в внутренних процессах, тратя до половины ресурсов на самопродвижение, и теряет изначальные цели. Военные же — люди, привыкшие побеждать в любых условиях, что крайне необходимо системе в период реструктуризации экономики и промышленности. Однако он подчёркивает, что лояльность и умение выполнять приказы, важные в армии, не являются главными качествами для успеха в представительной власти, где ценится гибкость, умение договариваться и идти на компромиссы.

«В идеале политикой должны заниматься люди, пришедшие в неё целенаправленно, — считает эксперт. — Им нужны гибкость ума, даже некоторая хитрость. Армейская прямолинейность и жёсткость здесь могут стать препятствием. Ветеранам придётся многому учиться заново».

Отвечая на вопрос о реализации инициативы, Еловский отмечает: «Начало положено, но многое зависит от заинтересованности руководства «Единой России» и других партий в продвижении именно этих кадров. Переподготовка военного в политика — процесс небыстрый, может занять около пяти лет. Неизбежны ошибки, но через их анализ и коррекцию курса со временем может сформироваться своеобразный «путинский призыв» — новая политическая сила, которая сделает российскую политику более жёсткой, целеустремлённой и ориентированной на результат».

Обратите внимание: Угроза от Китая. Страны которым действительно стоит насторожиться.

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: «Путинскому призыву» придётся поработать локтями, чтобы встать у руля страны.