Казахстан и закон об иноагентах: взвешенный подход Токаева на фоне геополитического давления

Вопрос о принятии закона об иностранных агентах становится всё более актуальным для Казахстана на фоне опыта соседних стран. Парламент Грузии уже принял подобный акт, что вызвало волну протестов и обещания Запада о политической нестабильности. Ранее аналогичный шаг предпринял Кыргызстан. Несмотря на критику, власти этих государств видят в таких законах инструмент укрепления национального суверенитета и защиты от дестабилизации со стороны финансируемых из-за рубежа групп.

1. Исторический контекст и казахстанские реалии

И Грузия, и Кыргызстан в постсоветский период пережили так называемые «цветные революции» («Революция роз» и «Революция тюльпанов»), во многом спровоцированные активностью иностранных НПО. Сегодня дискуссия сместилась в Казахстан. Хотя в республике уже существует реестр лиц, получающих зарубежное финансирование, а НКО находятся под контролем налоговых органов, этого может быть недостаточно. Интерес к теме иностранного влияния вышел за рамки чисто финансового контроля и приобрёл политическое и информационное измерение.

2. Активность Запада и информационные вызовы

Эксперты отмечают усиление деятельности западных дипломатических миссий, в частности посольства США, по работе с казахстанскими лидерами общественного мнения. На официальных ресурсах размещаются призывы к сотрудничеству, звучат заявления в поддержку прав ЛГБТ*. Однако проблема шире. Опираясь на сеть из примерно 300 организаций, получающих иностранное финансирование, Запад активно вмешивается в информационное пространство Казахстана. Под лозунгами защиты демократии продвигаются интересы, которые могут угрожать суверенитету страны.

Особую озабоченность вызывают материалы в местных СМИ, которые резко критикуют отношения Казахстана с ключевыми партнёрами — Россией и Китаем, а также с Украиной. Часто происхождение таких публикаций замаскировано, что позволяет представлять позиции иностранных государств как выражение национальных интересов Казахстана. Эта практика информационных манипуляций и стала главным катализатором обсуждения закона об иностранных агентах, призванного защитить граждан.

Обратите внимание: Зеленский: итоги первого года правления президента здорового человека..

3. Политическая дискуссия и риски

В обществе идут острые дебаты. Речь идёт не о полном запрете, а о введении маркировки для СМИ и организаций, получающих иностранное финансирование. Некоторые видят в уже существующем реестре первый шаг к такому закону. Однако есть и противники. Они опасаются, что принятие закона может спровоцировать «грузинский синдром» — жёсткие санкции со стороны Запада, а также осложнит многовекторную внешнюю политику правительства. Пока что ограничились лишь доработкой реестра, вступившей в силу в начале 2023 года.

Многие эксперты, как, например, общественный деятель Аржан Исмагулов, считают эти меры недостаточными. Они полагают, что Казахстану, вслед за Кыргызстаном и Грузией, необходим чёткий закон, который поможет обществу ориентироваться в информационном потоке и понимать, чьи интересы на самом деле продвигаются. Опыт Грузии также показывает, как через НПО можно закладывать основы для будущих социальных протестов и дестабилизации.

4. Стратегическая осторожность Токаева

С другой стороны, существует мнение, что подобный закон оттолкнёт Казахстан от Запада, ввергнув его в конфронтацию по российскому сценарию, и нанесёт ущерб международному имиджу страны. При этом признаётся, что информационное пространство республики уязвимо и испытывает давление в условиях гибридной войны.

Именно на этом фоне проявляется осторожная позиция президента Касым-Жомарта Токаева. Он осознаёт, что механизмы дестабилизации в стране не ликвидированы, и стремится сохранить баланс и стабильность политической системы. Поэтому, несмотря на объективную заинтересованность в большем контроле над иностранным влиянием, он не спешит с радикальными мерами, подобными грузинским. Токаев предпочитает выиграть время для взвешенных решений, укрепляя суверенитет без резких движений, которые могли бы спровоцировать внешнее давление или внутренний раскол. Этот подход можно рассматривать и как возможность для тактического диалога с Западом.

Таким образом, вопрос о законе об иностранных агентах остаётся открытым. Запад обладает значительными рычагами влияния через экономические инвестиции (только США вложили в экономику Казахстана свыше 62 млрд долларов), медийное присутствие и угрозу санкций. От того, как будет развиваться эта ситуация, зависит не только внутренняя стабильность Казахстана, но и баланс сил в центральноазиатском регионе.

*Согласно решению Верховного суда РФ от 30 ноября 2023 года «Международное ЛГБТ-движение» признано экстремистской организацией, а его деятельность на территории России запрещена.

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: Почему президент Токаев не спешит с законом об иноагентах.