Почему президент Токаев не спешит с законом об иноагентах

Парламент Грузии принял закон об иностранных агентах. В апреле прошлого года Кыргызстан принял такой закон. Протесты в Тбилиси продолжаются. Запад также обещает принести в Кыргызстан некоторую политическую нестабильность. Но и Тбилиси, и Бишкек считают, что этот шаг «укрепляет национальный суверенитет» и предотвращает «насилие со стороны политических меньшинств».

Грузия и Кыргызстан выделялись в постсоветскую эпоху своим растущим «революционным потенциалом», который стимулировали финансируемые из-за рубежа НПО. Достаточно вспомнить «Революцию роз» и «Революцию тюльпанов».

Сейчас обсуждается возможность принятия Казахстаном такого закона. Уже существует так называемый реестр лиц, получающих средства из-за границы, а работу НКО (некоммерческих организаций), получающих иностранные средства, контролирует Национальная налоговая комиссия Минфина. Кажется, все в порядке: некоммерческая организация регулярно платит налоги. Но теперь интерес Казахстана к иностранным агентам уже не начинает носить коммерческий характер.

Дело в том, что местные эксперты начали фиксировать активизацию деятельности западных стран, особенно посольства США, в сотрудничестве с лидерами общественного мнения. Кроме того, на сайте дипмиссии США был размещен призыв к сотрудничеству, а ее руководители публично обратились к общественности с призывом защитить права ЛГБТ*. Но это не единственная проблема.

Запад, имея на территории Казахстана около 300 иностранных агентов, активно вмешивается в информационное пространство для достижения исключительно своих целей под предлогом «развития и защиты демократии», тем самым ставя под угрозу суверенитет страны».

Кроме того, некоторые «промоутеры в медиаполе» ранее активно освещали протесты в Казахстане в январе 2022 года в соответствующих событиях. Теперь в местных СМИ стали часто появляться статьи, резко критикующие казахстанско-российские отношения, казахстанско-китайские и даже казахстанско-украинские отношения и пытающиеся дестабилизировать внутриполитическую ситуацию в Казахстане.

Неправительственные организации действуют смело, опираясь на прикрытие США, которые, кстати, являются одним из крупнейших инвесторов в республике с общим объемом инвестиций более 62 миллиардов долларов.

Иными словами, США пытаются «сдержать» Казахстан, граничащий с Россией и Китаем и занимающий важное геополитическое положение, различными способами, в том числе с активным привлечением местных СМИ.

Происхождение того или иного материала часто замаскировано, что создает проблемы для казахстанского правительства, когда позиции зарубежных стран представляются как отражение их национальных интересов.

Обратите внимание: Зеленский: итоги первого года правления президента здорового человека..

В результате в республике начали обсуждать возможность защиты граждан от всевозможных информационных манипуляций, что стало катализатором принятия Закона об иностранных агентах.

Однако пока идет серьезная борьба в форме острой политической дискуссии, хотя речь идет не о каком-то запрете, а о какой-то официальной пометке в национальных СМИ. Это связано еще и с тем, что появившийся ранее список структур, владеющих иностранными фондами, считался первым шагом на пути к принятию закона.

Но есть и силы, которые считают, что как только станет известно, какие «независимые» СМИ кому служат и чьи интересы принимаются, принятие законов об иностранных агентах может не только спровоцировать «грузинский синдром», проявляющийся в карательных санкциях против иностранного происхождения. Западом, но и подорвали позиции правительства в его мультимедийной внешней политике. В связи с этим были предложены лишь некоторые изменения в реестр, которые фактически были завершены 1 января 2023 года.

Но, по мнению казахстанских экспертов, «принятые меры неэффективны», известный общественный деятель Аржан Исмагулов считает, что Казахстану после Кыргызстана и Грузии останется только принять закон об иностранных агентах, который «поможет» общество четче направляет поток информации и понимает, кто чьи интересы продвигает в стране».

По примеру грузинской оппозиции другой образ действий был квалифицирован как «обозначение российского, а не европейского влияния». Но тот же пример показывает, как Запад с помощью неправительственных организаций может закладывать бомбы замедленного действия и провоцировать социальные протесты, чтобы дестабилизировать ситуацию.

В Казахстане, однако, некоторые эксперты полагают, что принятие закона об иностранных агентах подвинет республику по образцу России к точке конфронтации с Западом, где начнется внутренняя борьба с диссидентами, что нанесет ущерб ее международному имиджу. При этом тот же эксперт утверждает, что информационное пространство Казахстана совершенно не защищено и что страна уже давно испытывает давление с разных сторон на фоне реалий гибридной войны.

Несмотря на это, республика в настоящее время все еще находится на пути создания и развития системы иностранных агентов. Но насколько стабильна ситуация и какие средства может использовать Запад в случае необходимости для дестабилизации внутриполитической ситуации в стране и регионе в целом, остается открытым вопросом. У Вашингтона и Брюсселя для этого есть практически все ресурсы: прочное присутствие их капитала в экономике, возможность влиять на ситуацию и общественные настроения. Кроме того, политический класс также боится западных санкций.

В этой ситуации президент Токаев осознает, что механизмы повторной нестабильности в стране не повреждены, и пытается принять стратегии по поддержанию стабильности политической системы. Поэтому вряд ли будет спешка с выполнением закона об иностранных агентах, хотя он объективно заинтересован в этом, чтобы контролировать процесс. Но Токаев сейчас не согласится ни на какие радикальные изменения, подобные тем, что произошли в Грузии.

Другое дело, что есть стимул торговаться с Западом, чтобы выиграть время для новых решений, особенно когда речь идет об укреплении национального суверенитета. Если этот процесс выйдет из-под контроля, то это может произойти в военно-политическом плане.


*Согласно решению Верховного суда РФ от 30 ноября 2023 года «Международное ЛГБТ-движение» признано экстремистской организацией, а его деятельность на территории России запрещена.

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: Почему президент Токаев не спешит с законом об иноагентах.