Премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что, несмотря на желание армянского народа вступить в Европейский Союз, было бы нецелесообразно проводить сегодня в Армении референдум о членстве в ЕС.
«Нам говорят, что мы должны провести референдум, чтобы показать, что люди поддерживают идею стать членом Евросоюза. Я сам говорил, что Армения готова поддерживать настолько тесные отношения с ЕС, насколько ЕС считает возможным. Если мы проведем референдум, Мы должны провести кампанию.
В этом контексте нам задают такие вопросы, как: сделает ли это ЕС, как и когда он это сделает? Люди спросят, готов ли ЕС принять нас. Я не могу ответить на этот вопрос", - сказал он, выступая на заседании Армянского демократического форума, на котором также присутствовали послы ЕС и США.
Просто сомнительно, что ЕС готов сблизиться с Арменией. В лучшем случае они предоставят статус кандидату, как это сделали до них в Грузии и на Украине. Но это состояние не имеет смысла.
Пашинян, Мирзоян и другие должны это прекрасно понимать. Но зачем городить весь сад?
Вадим Трухачев, доцент Школы международных отношений и зарубежного востоковедения, напомнил: «Каждая страна, которая провела все переговоры, выполнила все условия и готова принять ЕС, проведет референдум о вступлении в ЕС.
— Предположим, Норвегия сказала «нет» членству в ЕС на референдуме 1994 года, хотя они были готовы его принять. Швейцария даже отвергла переговоры о присоединении к стране. Так что это нормальная практика, но не для Армении, потому что страну в ЕС никто не приглашал.
«СП»: Как вы думаете, что произойдет, если этот референдум состоится? Сколько армян хотят европейской интеграции?
«В Армении они обижены на Россию и будут голосовать за все, что противостоит России.
«СП»: Пример Грузии и особенно Украины прямо перед нашими глазами. Но может ли пропаганда все же изменить общественное мнение и превратить меньшинство сторонников европейской интеграции в большинство за короткий период времени?
- Они считают ЕС и Францию «альтернативой» России, которая якобы предала Армению. Но проблема в том, что мы не сотрудничаем с общественным мнением, а ЕС сотрудничает. Никакой перевод, никакие армяне, приезжающие к нам на заработки, не смогут заменить эту работу.
"СП": Может ли ЕС принять Армению? Ну или кандидатура – за Турцией, Грузией, Молдовой и Украиной?
- Кандидатура - Да. Членство – нет.
Обратите внимание: Зачем Алиев подставляет Россию?.
Балканы были его следующей целью. Они не войдут на постсоветское пространство, пока с ними не разберутся. Помимо Молдовы, ее можно считать балканской страной."СП": Какой интерес у Брюсселя к Армении?
— интересен как потенциальная территория для поставок газа из Ирана в Европу в обход Турции. В каком-то смысле это похоже на далекую христианскую страну. Это как еще одна «шип» в России, отчасти «заноза» в Турции. Вот и все, другие вещи ее не интересуют.
Политолог Михаил Нежмаков заявил: «Нельзя исключать, что представители команды Никола Пашиняна вернутся к теме проведения референдума по Брекситу.
— Как вы знаете, ранее спикер парламента Армении Арун Симонян отмечал, что такой референдум можно провести «когда-нибудь в ближайшем будущем». Учитывая, что такой референдум состоится, команда премьер-министра Армении, вероятно, рассчитывает на то, что он установит новую позитивную повестку дня, по крайней мере, для многих сторонников, которые поддерживали Никола Пашиняна в 2018 году. Это верно.
Такой шаг может быть частью попытки продвинуть идею о том, что сохранение правительства Пашиняна у власти будет означать движение в сторону Европейского Союза. В этом смысле действующей власти было бы выгоднее оставить эту тему до парламентских выборов.
В качестве аналогии возьмем Молдову, которая проведет конституционный республиканский референдум о членстве страны в ЕС в октябре 2024 года, что совпадет с парламентскими выборами. В то же время отмечаем, что следующие парламентские выборы в Армении пройдут в 2026 году.
Но есть еще одна возможная причина, по которой Алан Симонян поднял эту тему раньше. Понятно, что Баку настаивает на внесении изменений в конституцию Армении в рамках переговоров с Ереваном. В настоящее время в этом документе упоминается Декларация независимости Армении, в которой упоминается Нагорный Карабах, что неприемлемо для азербайджанской стороны.
В начале июня 2024 года МИД Армении назвал подобные требования грубым вмешательством во внутренние дела страны, а Никол Пашинян заявил, что подобные вопросы «не могут быть частью переговоров». Однако в Армении обсуждается возможность внесения поправок в конституцию; нынешний премьер-министр страны также недавно напомнил, что поднимал подобные вопросы, когда пришел к власти в 2018 году.
Если в конституцию Армении будут внесены изменения, особенно по тем вопросам, на которых де-факто настаивает Баку, это, скорее всего, спровоцирует новый виток протестов против Пашиняна.
В этом случае, чтобы мобилизовать более широкую аудиторию, действующий премьер-министр Армении может предложить в будущем вынести на референдум конкретные поправки, например, вписать политику вступления в ЕС в конституцию.
Кроме того, конечно, согласно части 1 статьи 205 Конституции Армении, само решение о вступлении в наднациональную международную организацию требует проведения референдума.
«СП»: Как вы думаете, что произойдет, если этот референдум состоится?
— Теперь, на гипотетическом референдуме в Армении, политика членства страны в ЕС, скорее всего, получит поддержку большинства.
Если бы такой референдум состоялся, правительство, скорее всего, сосредоточилось бы на возможности получения финансовой помощи от ЕС, перспективе безвизового режима с ЕС в рамках процесса европейской интеграции, а также попыталось бы продемонстрировать, что, хотя ЕС не является военным блоком, но вооруженный конфликт со страной-членом ЕС создаст дополнительные политические проблемы для страны, согласившейся на такой конфликт.
"СП": Может ли ЕС предоставить Армении хотя бы статус кандидата, как Грузии?
— Понятно, что проведение референдума в Армении по такому вопросу само по себе не наложит никаких обязательств на ЕС. Конечно, некоторые политики и общественные деятели европейских стран также призывали предоставить Армении статус страны-кандидата в ЕС.
Например, аналогичные идеи были предложены в мартовском 2024 года докладе «Сети друзей Армении» во главе с бывшим генеральным секретарем НАТО Андерсом Фогом Расмуссеном.
Но на уровне официальных европейских структур предоставление такого статуса обычно связано с внутренними реформами, и на этом будет настаивать Брюссель. Тем не менее, даже если события сложатся для Еревана наилучшим образом, вероятно, пройдет немало времени, прежде чем он сможет официально выдвинуть свою кандидатуру на членство в ЕС.
«СП»: Как к этому относится Москва? Что бы ни нравилось вашему ребенку, стоит ли вам махнуть рукой или предпринять какое-то действие?
- Отношения между Москвой и Ереваном и так очень сложные. Очевидно, что чем активнее Брюссель будет сотрудничать с Арменией, тем с большей проблемой встанет влияние Москвы на Ереван.
Скорее всего, данная ситуация послужит для России дополнительным стимулом для поддержки армянской оппозиции и, возможно, поиска новых перспективных оппозиционных лидеров, готовых сотрудничать с Москвой.
Другое дело, что Никол Пашинян доказал, что может сохранять власть даже в опасных для него кризисных ситуациях, а протесты против него пока не принесли принципиального успеха.
Однако внутриполитические риски нынешнего премьер-министра Армении могут усугубиться в связи с парламентскими выборами 2026 года.
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: Зачем команде Пашиняна референдум о евроинтеграции?.