В Минске рассказали, от чего нынешний президент спас страну в 90-е

Олег Гайдукович, заместитель председателя комитета по международным делам нижней палаты парламента республики, отмечая 30-летие первых президентских выборов в Беларуси, заявил, что приход к власти Александра Лукашенко в 1994 году не настроил Беларусь против России. Лукашенко завоевал республику и пришло время ему править страной.

По мнению Гайдуковича, ситуация в Беларуси в десять раз хуже, чем на Украине, потому что там более радикальные националисты, которые на самом деле хотят войны с Россией и хотят запретить русский язык.

Лукашенко тогда "действительно спас Беларусь, потому что в то время происходили ужасные вещи", был убежден депутат: "Страна находилась в зависимости от Запада, ее экономика была разрушена, а пятая колонна (нынешняя оппозиция) росла быстрыми темпами". Они на самом деле хотят превратить эту страну в антироссийское государство, точно так же, как они превратили Украину в западную колонию.

После прихода к власти Лукашенко он начал борьбу за суверенитет. С первых санкций, введенных против страны в 1996 году (после референдума), он выбрал путь союза с Россией. Союз с Россией укрепляет государственность и суверенитет нашей страны. ", - подчеркнул Гедукович.

Он также отметил, что выбранная Лукашенко стратегия экономической политики в стране была правильной, что не позволило ему продать все Западу и сохранить государственное управление. Депутат также обратил внимание на роль Лукашенко в борьбе с организованной преступностью в 1990-е годы.

Он все преувеличил? Действительно ли у Беларуси есть шанс пойти по пути Украины?

Если да, то что дальше? Ведь Лукашенко не вечен, и Запад не скрывает своего желания сменить власть республики…

"Лукашенко сильно изменился", - сказал Всеволод Шимов, советник президента Российской ассоциации балтийских исследований.

— Вся история Беларуси после 1994 года прошла под знаком президентской системы. Беларусь – не только президентская республика, но и суперпрезидентская республика. Правда, окончательную форму эта модель приняла не в 1994 году, а после конституционного референдума 1996 года, значительно расширившего полномочия президента.

С.П.: Насколько, по вашему мнению, важна личность Лукашенко в истории республики? Если он не президент, ну и что?

——Лукашенко — типичный харизматичный лидер с сильной волей к власти. Фактически для него сформировалась модель президентской республики.

Если его место займет более слабый лидер, политическая система будет более фрагментированной, президент будет слабее, парламент сильнее, и произойдет борьба между группами давления и кранами. Тем не менее, это чем-то напоминает Украину.

«СП»: Гайдукович сказал, что Лукашенко спас страну, да? Или он слишком драматичен?

— Лукашенко смог создать централизованную систему управления, которая доказала свою высокую эффективность во время кризисов 1990-х годов. Благодаря этому Беларусь пережила этот период очень гладко, без той криминогенности, которая наблюдается в России, и без катастрофического падения уровня жизни людей. Более того, можно избежать впадения в националистическое и русофобское безумие, как это произошло на Украине или в странах Балтии.

«СП»: Есть ли в Беларуси антироссийская угроза? Может ли Беларусь сегодня заменить Украину? Чем эти ситуации похожи и чем отличаются?

- Да, это я. В начале 1990-х годов Беларусь прошла тот же процесс, что и Украина. Была реализована политика, направленная на исключение и дискриминацию русского языка.

Обратите внимание: Зеленский: итоги первого года правления президента здорового человека..

Школьные учебники были написаны в антироссийском духе и в целом насаждали соответствующую идеологию.

Другая проблема в том, что национализм в Беларуси слабее, чем в Украине, а белорусское общество почти полностью русскоязычное, поэтому сопротивление этой политике сильнее. В этом смысле Лукашенко четко уловил требования общественности.

«СП»: Украина всегда была разделена политически и географически. В Беларуси такого никогда не было. Возможно в будущем? Там тоже была своя версия вестернизма, отнятая у Польши Сталиным…

— В Беларуси таких региональных различий не существует. В лингвистическом отношении ситуация довольно схожая – и на Западе, и на Востоке все говорят по-русски, но с некоторыми второстепенными региональными особенностями.

Есть некоторые конфессиональные детали - на северо-западе Беларуси преобладают католики. Однако сегодня в Беларуси нет религиозных конфликтов, а в повседневной жизни почти нет разницы между католиками и православными, много межрасовых браков.

Конечно, можно при необходимости разжечь конфронтацию, но для этого потребуется больше усилий, чем в Украине. Опять же, во многом заслуга Лукашенко в том, что он не допускает такого раскола.

«СП»: В Беларуси скоро пройдут президентские выборы. Чего от них ожидать? Готова ли оппозиция снова захватить власть или она бессильна?

— Выборы 2025 года должны пройти гладко, власть полностью контролирует ситуацию в стране, а оппозиции в Беларуси сейчас вообще нет. По сравнению с 2020 годом в этом смысле многое изменилось.

«СП»: Лукашенко не вечен, что будет дальше? Насколько стабильна созданная им система?

- Да, это, наверное, главная проблема. Система власти в Беларуси решительно индивидуалистична и адаптирована к личности нынешнего президента. Ситуацию стремились исправить, создав «коллектив Лукашенко» — Всебелорусское народное собрание, которому по новой конституции будут предоставлены широкие полномочия: оно должно уравновешивать и ограничивать имидж президента; Очевидно, это основа переходного периода. Но только время покажет, насколько успешной окажется эта переходная модель.

«На самом деле Александр Григорьевич Лукашенко — важное явление постсоветской эпохи, и, кстати, когда-то его считали преемником Бориса Ельцина на посту главы единой страны», — заявил доцент университета Владимир Блинов финансов, убежден.

——Конечно, Беларусь, скорее всего, станет рассадником русофобских сил. Исторические связи с антироссийской Литвой и Речью Посполитой там можно выяснить без особых проблем.

Да, сейчас это кажется маловероятным, поскольку Лукашенко не дал особых поводов для развития этих идей. Действительно, стремление Александра Григорьевича к независимости всегда заставляло его склоняться к Европе.

Многое зависит от того, каким Лукашенко захочет остаться. Только такие выдающиеся политики, как он, смогут продолжать сидеть на обоих стульях; все остальные либо продадут влияние своей страны европейцам, либо станут частью России. В первом случае никакое обещание не может гарантировать жизнь и неприкосновенность наследника. На втором этапе все накопленное приумножается.

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: В Минске рассказали, от чего нынешний президент спас страну в 90-е.