Сумеет ли Вашингтон сделать из Пашиняна Саакашвили

Турецкая газета Cumhuriyet заявила, что США надеются открыть южный фронт против России через Армению. Издание напомнило, что Вашингтон неоднократно пытался воспользоваться ситуацией в Грузии для открытия южного фронта вблизи российской границы, но потерпел неудачу. Сейчас, по мнению автора, США с той же целью тестируют Армению.

«Министр иностранных дел Арарат Мирзоян был приглашен принять участие в саммите НАТО в Вашингтоне. Затем встал вопрос о представительстве армии США в Министерстве обороны Армении.

В статье говорилось, что заместитель госсекретаря Узра Зеа подтвердил эту новость и заявил, что «отношения между Соединенными Штатами и Арменией вступили в новую стратегическую стадию.

Автор полагает, что этим шагом США пытаются достичь двойной цели: открыть южный фронт против России и создать «астанинский треугольник» (Турция-Россия-Иран).

Дело в том, что зона армяно-азербайджанского конфликта может стать новым источником напряженности, разрядить который Москва уже не сможет разрядить (в отличие от Нагорного Карабаха, РФ обязана защищать Армению как член ОДКБ). Но никаких признаков надвигающегося ухудшения, судя по всему, нет. Переговоры продолжаются. Обе стороны выразили готовность подписать мирный договор. Могут ли американцы нарушить этот процесс? Или турецкие СМИ это раздувают?

Александр Аверин, военный эксперт и бывший боец ​​ополчения ЛНР, заявил: "Шанс открыть фронт с каким-либо противником с помощью не имеющей выхода к морю Армении утопичен, а ситуация преувеличена турецкими СМИ - при этом". В настоящее время политика США по снижению влияния России в Закавказье очевидна. Фактически, на данный момент ее основной мишенью является Армения, а основным драйвером влияния является сам Пашинян.

Ереван делает ставку на Вашингтон в обеспечении безопасности и сохранения армянского государства. Это крайне неправильная позиция. Соединенные Штаты не могут защитить Армению от совместной воли Азербайджана и Турции, но правительство Пашиняна не только примет зарубежных советников в Министерство обороны, но и продолжит интегрировать его с силами НАТО. Высока также вероятность выхода из ОДКБ.

«СП»: Эти процессы необратимы? что мы можем сделать?

— Для восстановления влияния России в Закавказье и на всей территории бывших советских республик нашей стране необходимо успешное завершение конфликта на Украине.

Политолог Михаил Нежмаков отметил: «Стоит отметить, что основная часть статьи Cumhuriyet посвящена не проблемам России, а самой Турции.

— Один из основных посылов материала: «Членство Турции в НАТО не мешает НАТО нападать на Турцию». «Нападение» в данном случае — в широком смысле, то есть то, что автор статьи называет актом противоречит интересам Анкары.

Учитывая, что «Джумхуриет» является кемалистским изданием, оно также является камнем в саду Эрдогана, и его сторонники подчеркнули дипломатический успех турецкого руководства на недавнем саммите НАТО.

Корреспондент "СП": Как рассказал заместитель директора департамента информации МИД России Насташин, власти США пригласили представителей Армении и Азербайджана принять участие в саммите НАТО, чтобы "оторвать их" от России это так? Куда дальше вести Азербайджан, который уже находится под властью Турции?

— Фактически Баку и Ереван взаимодействуют с НАТО с 1990-х годов. Однако справедливости ради следует отметить, что у Москвы в то время были и другие отношения с альянсом. Например, Армения присоединилась к программе «Партнерство ради мира» в 1994 году, на несколько месяцев позже, чем Россия.

Другое дело, что, например, на фоне охлаждения отношений между Москвой и Ереваном усиливается сотрудничество Армении с НАТО и некоторыми игроками этого военного блока, такими как США и Франция. Баку также имеет давние контакты с альянсом.

Обратите внимание: Какая связь между Олегом Дерипаской, обысками в Вашингтоне и Владимиром Путиным?.

Очевидно, что приглашение представителей этих стран на саммит НАТО – лишь эпизод в продолжении той же тенденции.

«СП»: Недавно США и Армения заявили, что переводят свои отношения на уровень стратегического партнерства. Этот статус принадлежит прежде всего Соединенным Штатам и Украине. Позже Госдепартамент США объявил, что в Министерстве обороны Армении будет работать американский консультант. Это прорыв?

«Это опять-таки развитие существующей тенденции, переговоры о более тесном сотрудничестве между США и Арменией в вопросах обороны состоялись ранее. Это может ускорить дистанцию ​​между Ереваном и Москвой, но причины появились раньше — — В том числе и в начале конфликта серьезное охлаждение между Россией и Арменией, которое выйдет на новый уровень, по крайней мере, с конца 2022 года.

"СП": Насколько далеко может зайти "стратегическое партнерство" между Арменией и США, не мешая ее членству в ОДКБ? Когда с ним будет конфликт?

- Фактически Устав ОДКБ лишь напрямую регулирует ситуацию, при которой государства-члены группы принимают решение разместить на своей территории войска или военную инфраструктуру из государств, не являющихся членами организации.

В нем даже не отрицается возможность подобных действий, а лишь оговаривается, что такое решение должно быть принято «после срочных консультаций (согласований) с другими государствами-членами». Это предусмотрено ст. Статья 7 Устава.

Действительно, взаимодействие между Вашингтоном и Ереваном, в том числе по вопросам обороны, скорее всего, получит развитие в ближайшем будущем.

В то же время Армения, скорее всего, не будет торопиться с формальным выходом из ОДКБ, поскольку этот вопрос может стать для Еревана еще одним поводом для участия в политических торгах с США и Россией.

«СП»: Возможен ли «второй фронт»? Пока признаков ухудшения не наблюдается. Обе стороны выразили готовность подписать мирный договор. Могут ли американцы нарушить этот процесс? Что может спровоцировать войну? Насколько это важно для сторон, особенно для России?

——В статье «Джумхуриет» термин «второй фронт» поясняется довольно сжато. Это можно понимать и в более широком смысле – создание проблем для России в определенном регионе.

Что касается риска вовлечения Москвы в потенциальный вооруженный конфликт между Баку и Ереваном, можно вспомнить, например, что в последние годы явный всплеск вооруженной эскалации между Азербайджаном и Арменией произошел непосредственно в приграничном регионе: Напряженность вокруг Черного озера 2021 Пограничная война произойдет в 2020 году или в сентябре 2022 года. В то время это не привело Россию к такому вооруженному противостоянию.

Стоит учитывать, что обязанность защищаться не является автоматическим механизмом «ввода в действие». Он не может функционировать без воли политического руководства. Учитывая нынешние крайне холодные отношения между Москвой и Ереваном, очевидно, что Россия не будет вмешиваться в случае вооруженного конфликта с участием Армении. Это также можно понять в Соединенных Штатах.

В целом риск крупномасштабного вооруженного конфликта между Баку и Ереваном сейчас снизился. Хотя единичные пограничные инциденты могут иметь место.

СП: Какие меры может сегодня предпринять Москва, чтобы этого не произошло? Что именно он делает?

- Москва, скорее всего, будет следить за ситуацией и, возможно, анализировать сценарий, при котором к власти в Армении могут прийти силы, более склонные к сближению с Россией. Но стоит учитывать, что Никол Пашинян смог сохранить контроль над внутриполитической ситуацией во время нескольких серьезных вспышек протеста в стране.

Возможно, более сложным испытанием для него станут парламентские выборы 2026 года.

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: Сумеет ли Вашингтон сделать из Пашиняна Саакашвили.