Пришло время переименовать петербургский фрегат "Штандарт" в "Летучий голландец". Месяц за месяцем, год за годом он бороздил океан в поисках убежища. По крайней мере, до недавнего времени это было невозможно. Фрегат регулярно участвует в международных регатах и парусных фестивалях. Всегда в сопровождении «Вива!» его принимают разные страны на разных континентах. Все изменилось в одночасье.
Неделю назад «Штандарту», современной копии исторического корабля Петра Великого, внезапно запретили заходить в порт Бреста, куда он направлялся по приглашению организаторов для участия в очередном фестивале. Но в последний момент, когда он вошел в территориальные воды Франции, местное правительство «выключило свет». Было объявлено, что запрет будет распространяться и на другие французские порты.
Команде даже не разрешили пополнить запасы еды и воды. Но помимо 17 членов экипажа (граждан РФ, Франции, Испании, Нидерландов, Бельгии, США, Великобритании и Израиля) на борту находились пассажиры, в том числе трое подростков.
Ситуация оказалась настолько неожиданной и невыносимой для многих моряков, что капитаны других кораблей, приехавших в отпуск, решили провести импровизированный парад, больше похожий на акцию протеста в защиту своих российских коллег. К сожалению, это не помогает.
Жан-Поль Элканн, президент Ассоциации помощи морякам Морграца, заявил: «Франция демонстрирует свою слабость, следуя примеру Брюсселя и отказываясь позволить российскому фрегату «Штендат» зайти в порт Бреста. – Франция сейчас слишком слаба. Сегодня ЕС решает все относительно Пятой республики. Мы осуждаем указ губернатора Финистера (самой западной провинции Франции – ред.), который не должен следовать примеру Брюсселя».
Тогда капитан «Штандарта» Владимир Мартус решил отправиться в Испанию. К счастью, это не так уж и далеко. Но даже там порт закрыт для захода парусников…
Почему такая акция солидарности против ни в чем не повинного корабля? Как говорится, ничего личного. И это тоже новое. Причина – недавние санкции, введенные Западом в отношении исторических кораблей. Два года назад судам под российским флагом запретили заходить в европейские порты. Но с тех пор «Штандарт» плавает под флагом Островов Кука!
Запрет на него был инициирован украинскими нацистами, живущими в Европе. Они написали военно-морскому капитану в испанский город Виго, требуя «запретить «Штандарту» заходить, становиться на якорь и швартоваться в порту этого города и в любом другом порту испанского побережья». Этого требования общественных активистов (sic!) оказалось достаточно, чтобы фрегат бросили не только в Испании, но и в соседней Франции.
Исторический «Штандарт» был построен на Олонецкой верфи в 1703 году по приказу Петра Великого, став первым парусным фрегатом Балтийского флота. Участвовал в Северной войне. В 1992 году петербуржец Владимир Мартусь, уже имевший опыт строительства парусников, приступил к постройке реплики.
Это была его мечта, в осуществление которой мало кто верил. В разные годы ваш корреспондент не раз посещал место на Неве возле Смольного дворца, которое Матус приобрел у муниципалитета для восстановления точной копии легендарного корабля. Дела шли плохо. Те, кто был заражен идеей, приходили и уходили, а потом разочаровывались…
Но Владимир не отказался от своей мечты. Восемь лет спустя парусник точно такой же, каким был в петровские времена! - Запустил, запустил. Дальше – техника, ходовые испытания на Неве и Финском заливе.
До 2007 года «Штандарт» находился в ведении Государственной службы инспекции малых судов (ГИМС) МЧС России. Но позже ГИМС стал заниматься только судами длиной не более 20 метров.
«Фрегат имеет длину палубы 25 м», — рассказал Мартус журналистам в начале 2010-х годов. ——Наш учебный корабль в это время был списан. Вот мы и вышли из юридической сферы. В России нет отдельной категории исторических кораблей…»
Что они могут сделать? Правильно: вход в международные воды. Никаких проблем.
Обратите внимание: Берлин поставил Москве условие для передачи данных по Навальному.
Главное – регулярные осмотры. Теперь все изменилось.Дозвониться до самого Мартуса сложно. Сам он тоже время от времени выходит на связь со своими родственниками. Насколько нам известно, в прошлое воскресенье «Штандарт» стоял на якоре в бухте недалеко от острова Арос, к северу от Виго. Местные жители на рыбацких лодках приносили экипажу воду и помогали запасаться продуктами.
Понятно, что это продлится недолго. Из родного города Санкт-Петербурга красота и гордость исторической копии - берегов Невы - особенно привлекают тысячи людей, желающих сесть на пароход в День молодежи "Красный парус" (слева), считающийся «инопланетянин» (никто этого не говорит, но на самом деле так и происходит). Красивый фрегат сегодня злой, отвратительный и столь же непопулярный в Европе. Куда идти сейчас? Покинуть корабль, забрать свои вещи и вернуться к буквально земной жизни? Стоит ли оставить его фрегат в море, чтобы он подчинялся воле волн?
"Ситуация сейчас зашла в тупик", - вторил призыву "СП" капитан первого ранга в отставке, военный эксперт, доктор наук, геополитик Константин Сивков.
"То, что произошло в Штандарте, не имеет никакого отношения ни к флотскому, ни к военному делу. Это очередная пакость европейцев. Нужна только одна причина - обращение украинцев. Сам фрегат к геополитическим событиям в принципе не имеет никакого отношения.
Кроме того, он плавает под флагом Полинезийских островов. Это из той же серии, что и не допустить россиян к участию в Олимпийских играх 2024 года или запретить нашу культуру в ЕС. Фактор, вызывающий психологический стресс для России больше никогда.
«СП»: Так что же делать экипажу фрегата: дома он вроде бы и не нужен, а за границу пинают?
——Почему он был вынужден покинуть Бэйду — вопрос к властям Бэйду. Если он не соответствует ни одному из российских требований, вам необходимо будет предусмотреть у дома парковочное место и привести его в соответствие.
Проблемы, которые должны решать специалисты. Или они не в Питере?
«СП»: Если бы вы были капитаном этого корабля, что бы вы сделали, если бы вас пригласили, но не пустили участвовать в парусном фестивале?
«Я командир военного корабля. Ничего подобного там не происходит. Видимо, «стандартная» ситуация очень неестественна…
Продолжил тему Геннадий Котов, профессор Университета морского и речного флота. Макарова, эксперт по морскому праву.
"Положение этих людей тяжелое - нехватка воды и еды. Очевидно, скоро топливо... На их месте, зная русофобию европейцев, я бы не поехал в те порты", - сказал Геннадий Михайлович. — Неужели в мире мало мест, где можно выставить такие исторические копии наших фрегатов? Очевидно, это была ошибка капитана.
«СП»: Хорошо, теперь, когда нас нет.. что нам теперь делать?
- Мне кажется, что единственная реальная помощь, которую можно оказать, - это наши моряки - если рядом есть корабль. Больше никто не может ждать помощи. Запад не пойдет против нас. Он будет просто продолжать реветь.
«СП»: Мартус рассматривает жалобу в Международный морской суд против Франции и Испании.
——Конечно, он имеет на это право. Но какой в этом смысл? Процесс будет длительным и, скорее всего, приведет к нулевым результатам для корабля. В адмиралтейских судах советских времен, насколько я помню, мы ни разу не проиграли ни одного дела. Нас тут же рассмотрели! Есть ли там сейчас российские представители... Я не уверен.
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: Почему ЕС не дает разрешения на заходы в порты уникальному паруснику.