В России растёт потребность в инженерах-разработчиках, способных создавать новую технику, а не только обслуживать импортные аналоги. О том, как сегодня готовят такие кадры, какие российские высокие технологии скоро выйдут на рынок и что подразумевает «технологический суверенитет», рассказывает ректор МГТУ им. Н.Э. Баумана Михаил Гордин.
Михаил Гордин: «Рано или поздно мы как страна наберем необходимый опыт и сделаем все сами, а сейчас надо выстоять. Именно поэтому государство сейчас перезапускает станкостроение, в будущем это будет самоокупаемый механизм»
1. Растущий спрос на инженеров
Спрос на инженерные кадры стремительно растёт во всех отраслях — от микроэлектроники до тяжёлого машиностроения. По данным крупнейших рекрутинговых агентств, в 2022 году компании разместили примерно на 62% больше вакансий в этой сфере по сравнению с предыдущим годом. Минобрнауки РФ сообщает, что в 2023 году на инженерные специальности будет выделено 240 тысяч бюджетных мест в вузах, что составляет 40% от общего числа и на 835 мест больше, чем годом ранее. На различных уровнях реализуются программы по усилению связи между техническими факультетами и промышленностью. Контекст новостей о перспективах возрождения отечественной отрасли на базе собственного развития в основном оптимистичен.Однако у современного российского машиностроения есть как сильные стороны, так и слабые, и сейчас оно явно не на пике своих возможностей. Михаил Гордин, ректор МГТУ им. Н.Э. Баумана, — не только выпускник этого легендарного вуза, но и бывший генеральный директор Центрального института авиационного моторостроения имени П.И. Баранова. По научной специальности он — авиационный инженер, автор работ по электрификации авиадвигателей, что является одним из ключевых направлений на новом высокотехнологичном рынке, где пока ни у кого нет подавляющего преимущества. А Бауманка, напомним, — один из важнейших технических вузов России с более чем столетней историей. В различных рейтингах, оценивающих качество образования, в том числе международных, университет регулярно входит в число лидеров по востребованности выпускников. Согласно недавнему исследованию SuperJob, средняя зарплата специалистов, окончивших МГТУ, составляет 230 000 рублей в месяц, что является третьим показателем среди выпускников российских вузов.
2. Эволюция инженерного образования
— Михаил Валерьевич, вы поступили в МГТУ им. Баумана в конце советского периода и застали ту систему подготовки инженеров, которую сейчас многие вспоминают с теплотой. Благодаря ей удалось добиться прорывов в космосе, энергетике, машиностроении и в целом индустриализировать страну. В чём были её сильные стороны, почему она работала так эффективно?— Я не уверен, что нам нужно постоянно сравнивать качество образования в разных временных отрезках. Советское инженерное образование было создано для решения других задач, в рамках иной экономической системы.
Обратите внимание: Грядущие фильмы DC, которые поразят всех.
Сегодня мир изменился, технологии шагнули далеко вперёд, все процессы сильно ускорились. Доступ к информации в таком объёме, как сейчас, в СССР и не снился. Тогда мы могли прочитать книгу в библиотеке, а сегодня через интернет-поисковики можно получить огромный массив данных. Навыки, необходимые для успеха, стали совершенно другими.Возьмём, к примеру, 1950-60-е годы: многие инженерные задачи тогда решались аналитическими методами. Нужно было составить систему уравнений, решить её аналитически, всё просчитать и создать агрегат. Сейчас, при современном развитии вычислительной техники, нет необходимости тратить много времени на аналитическое решение — всё можно рассчитать численными методами. Вычислительная мощность возросла в тысячи раз по сравнению с периодом 40-50-летней давности. Изменились и люди, их нужно учить по-новому. То же самое с инженерной графикой: раньше чертили двухмерные чертежи, теперь всё проектируется в 3D, цифровые модели используются в том числе и для производства. Раньше по общему чертежу нужно было изготовить деталь, прописав каждому рабочему его задачу. Рабочий должен был прочитать чертёж, создать деталь, а затем собрать всё в единое целое. Сейчас, с развитием IT, изменилась сама структура работы. Мы учим студентов работать иначе.
Безусловно, серьёзная базовая теоретическая подготовка развивает мышление и аналитические способности. Но не факт, что при таком подходе к обучении человек научится быстро находить информацию, оперативно её осмысливать и делать выводы. Конечно, та мощная физико-математическая база, которая была заложена в Советском Союзе и даже ранее, в Российской империи, остаётся актуальной, но она постоянно требует современных дополнений. Без них двигаться вперёд невозможно. Наша задача сегодня — не собирать допотопные паровозы, а создавать современную конкурентоспособную продукцию, что немыслимо без информационных технологий.
3. Технологический суверенитет и новые задачи
— У России есть стратегическая цель — достижение технологического суверенитета. Повлияет ли это на подготовку инженеров?— Безусловно. Учитывая текущую ситуацию, стране требуется больше инженеров-разработчиков, проектировщиков, конструкторов, которые будут создавать новую технику. Не обслуживать и адаптировать зарубежную технику, а именно проектировать новую, отечественную. Это требует более глубокой и серьёзной подготовки. Сейчас у нас примерно 40% студентов обучаются по шестилетним программам специалитета и 60% — по четырёхлетним программам бакалавриата. Я предполагаю, что в нашем университете пропорция изменится в сторону более длительных программ. Инженерам-разработчикам, спрос на которых сейчас быстро растёт, необходимо изучить гораздо больше дисциплин, чтобы получить достаточный объём технических знаний. Система «бакалавриат – магистратура» не всегда для этого оптимально подходит.
Полная версия материала доступна только подписчикам
Только те, кто оформил платную подписку на ОНЛАЙН-версию журнала, могут прочитать материалы печатной версии журнала целиком.
Попробовать бесплатно Подпишитесь за 390₽Все материалы в выпуске за 120₽Я подписчикБольше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Стране нужны проектировщики и конструкторы, которые будут создавать новую технику, а не обслуживать импортные машины.