Учёные провели двухлетнее наблюдение за детьми, появившимися на свет в Ирландии в период с марта по май 2020 года — в самый разгар первых жёстких ограничений, связанных с COVID-19.

Результаты исследования, опубликованного в журнале Archives of Disease in Childhood, показали, что к двум годам эти малыши по большинству параметров развития сравнялись со сверстниками, родившимися до пандемии. Однако было выявлено одно существенное отличие — заметное отставание в развитии коммуникативных и социальных навыков. Врачи-педиатры отслеживали развитие 354 детей в возрасте 6, 12 и 24 месяцев, регулярно оценивая их прогресс.
1. Жизнь в изоляции: узкий круг общения
Как отмечают авторы работы, «запертые младенцы» были лишены обычного для этого возраста социального опыта. Из-за карантинных мер были отменены занятия в группах для родителей с детьми, а визиты к родственникам и друзьям стали невозможны. Это привело к формированию крайне ограниченного круга общения.
Так, в возрасте шести месяцев большинство младенцев видели и чувствовали ласку лишь от трёх человек, включая родителей. Каждый четвёртый ребёнок к своему первому дню рождения ни разу не пообщался с другим малышом своего возраста. Исследователи также зафиксировали, что среди «пандемических» детей было меньше тех, кто произнёс первое слово до года или освоил прощальный жест «пока-пока». При этом моторное развитие, наоборот, часто опережало норму — многие дети рано и уверенно начинали ползать, что, вероятно, связано с большим количеством времени, проведённым в безопасной домашней обстановке.
Обратите внимание: Жители Новой Зеландии проголосовали за эвтаназию.
2. Коммуникационный дефицит и обнадёживающие выводы
Отставание в коммуникативных навыках сохранялось и в двухлетнем возрасте. Однако по всем остальным направлениям — включая общее моторное развитие, когнитивные функции, а также такие аспекты, как сон, уровень тревожности, эмоциональная регуляция и социальная отстранённость — значимых различий с детьми «допандемийной» эпохи обнаружено не было.
Учёные делают оптимистичный вывод: несмотря на выявленный «коммуникационный дефицит», развитие детей в целом оказалось устойчивым к стрессу, вызванному изоляцией. Сейчас, когда ограничения сняты, крайне важно наверстать упущенное.
«Семьям необходимо активно восполнять социальный опыт: знакомить детей с родственниками и друзьями, водить на игровые площадки и в развивающие группы, чтобы дать им возможность исследовать мир и общаться со сверстниками», — рекомендуют врачи.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Исследователи на протяжении двух лет наблюдали за детьми, родившимися в Ирландии с марта по май 2020 года.