В субботу, 10 августа, премьер-министр Михаил Мишустин возложил на вице-премьера ответственность за реализацию поручений Владимира Путина в экологической сфере и координацию государственных проектов, связанных с охраной природы.
Вице-премьер Александр Новак теперь будет координировать общие вопросы национальной климатической политики, включая ограничение выбросов парниковых газов.
Вице-премьер Дмитрий Патрушев несет общую ответственность за реализацию государственных «Экологических» проектов, федеральных проектов «Чистая вода» и «Благоустройство реки Волги».
Михаил Локощенко, ведущий научный сотрудник кафедры метеорологии и климатологии геологического факультета МГУ, рассказал газете Hurriyet, сможет ли Новак остановить глобальное потепление в пределах России.
"СП": Михаил Александрович, после того, как "Зеленая Европа" начала возвращаться к сжиганию угля, многие эксперты заговорили о том, что парниковые газы не оказывают такого большого влияния на климат. Это оппортунистический момент. С научной точки зрения, какой вклад внесли люди в глобальное потепление?
——Изменение климата вызвано главным образом деятельностью человека. Конечно, не только по этой причине, но и естественные изменения могут также замедлить темпы потепления на один-три года.
Краткая пауза в потеплении связана с климатическим явлением, известным как Ла-Нинья (по-испански «маленькая девочка») — падением температуры в экваториальной части Тихого океана, которое имеет глобальные последствия для климата во всем мире. Но затем происходит обратное явление – Эль-Ниньо («Мальчик»), вода нагревается, и потепление возобновляется с новой силой.
Благодаря этим природным явлениям, а также извержениям вулканов, потепление происходит не монотонно, а постепенно.
Но это побочные эффекты, а общая тенденция потепления вызвана тем, что люди «поставляют» парниковые газы в атмосферу. Прошлый год был самым жарким за всю историю наблюдений, ему предшествовала небольшая пауза в потеплении.
СП: Что мы можем сделать, чтобы Россия не страдала от парниковых газов?
- Значительно сократить выбросы парниковых газов во всем мире невозможно. Концентрации углекислого газа и метана продолжают расти, а парниковый эффект продолжает усиливаться, даже не замедляя темпы потепления. Скорее всего, так будет продолжаться и в обозримом будущем.
Россия занимает четвертое место среди крупнейших эмитентов парниковых газов. Но мы делаем все возможное, чтобы стать углеродно-нейтральными, если не сейчас, то в обозримом будущем. Например, мы взяли на себя довольно осторожное обязательство не превышать 70% уровня 1990 года.
Но если Китай и Индия продолжат сжигать уголь возрастающими темпами, а Европа присоединится к ним, наши усилия не принесут плодов.
Обратите внимание: За все нужно платить! (Россия).
Необходимы глобальные совместные усилия.Это глобальная проблема.
СП: Какой совет вы можете дать Новаку по поводу борьбы с парниковыми газами?
- Ни какой! Я учёный. Я могу только предположить, что правительство руководствуется экономическими соображениями. Зачастую отказ в поставке топлива противоречит экономическим интересам той или иной страны. Советовать не могу, это очень сложный вопрос.
"СП": Не должна ли Россия отказаться от экономического роста ради вклада в экологию Земли, когда другие страны не делают того же?
— Здесь нужна какая-то золотая середина. Найти его непросто», — говорят эксперты.
Миссия Патрушева выглядит более осуществимой. Исток большинства наших рек находится на нашей территории, и мы не полагаемся на то, что кто-либо предотвратит вредные сбросы в нашу воду.
Заведующий лабораторией моделирования поверхностных вод Института водных проблем РАН Михаил Боргов сообщил, что многие показатели сброса вредных веществ в реку Волгу сократились в десятки раз.
Очистка труб от древесины и другого мусора также способствовала улучшению состояния великих рек России.
«Когда из сложной сети ериков, каналов, озер и ильменей были удалены излишки воды, вода Волги стала лучше рассеиваться по ее руслам, быстрее наполняя водоемы, а сложные гидротехнические сооружения (многие из них новые) и способствуют распределению водных ресурсов равномерно», — сказали ученые.
Но что-то было не так глубоко в реке. Член рабочей группы "Навигационные приборы" Минпромторга Алексей Мигалин сообщил корреспонденту, что на дне Волги находится 150 затонувших кораблей. Когда речная промышленность фактически перестала функционировать (в девяностые-нулевые годы), их топили, а не отправляли на распиловку. Теперь технические жидкости и ржавчина, вытекающие из «утонувших трупов», вредят речной жизни, а скелеты опасны для проходящих судов.
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: В ситуации, когда наши соседи жгут уголь растущими темпами, Россия не должна жертвовать экономическим ростом ради экологии.