Турецкая газета «Звезда», известная своей близостью к официальной Анкаре, опубликовала аналитический материал, в котором рассматривает геополитические процессы в Центральной Азии. В статье подчёркивается, что Турция всё активнее выступает в роли противовеса российскому влиянию, расширяя своё присутствие в оборонной, энергетической и культурной сферах стран региона.
Авторы публикации указывают, что текущая концентрация внимания Москвы на украинском кризисе создаёт, по их мнению, уникальную историческую возможность для пересмотра сфер влияния в Центральноазиатском регионе. Этот регион привлекателен не только своими значительными минеральными ресурсами и инфраструктурным потенциалом, но и общими историко-культурными корнями с Турцией, что теоретически должно способствовать установлению прочных особых отношений.
1. Исторический контекст и современные амбиции
Исторически Кавказ и Средняя Азия были ареной соперничества Российской и Османской империй. Начиная с XV века Москва последовательно укрепляла свои позиции, в то время как Османская империя контролировала часть Кавказа и Закавказья, что не раз приводило к напряжённости и вооружённым конфликтам.
После распада СССР Турция активизировала свою политику «мягкой силы» в Центральной Азии, взяв на вооружение доктрину «исторической глубины». Однако из-за ограниченности инвестиционных и иных ресурсов первоначальные амбиции Анкары не были в полной мере реализованы. Тем не менее, экономическое сотрудничество развивалось успешно: к концу 2023 года товарооборот Турции с Казахстаном достиг рекордных $6,4 млрд, а с Узбекистаном — $3 млрд. В последние годы Турция даже обогнала Китай, став для региона крупнейшим экспортёром.
2. Институциональные рамки и новая инициатива
Основной площадкой для турецких инициатив долгое время служил Тюркский совет, созданный в 2001 году и преобразованный в 2021-м в Организацию тюркских государств (ОТГ). В неё входят Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Турция и Узбекистан, а Венгрия имеет статус наблюдателя. В 2022 году, после ввода миротворцев ОДКБ в Казахстан, звучали предложения о создании военного блока тюркских стран по аналогии с ОДКБ, но из-за внутренних проблем в Турции эта идея не получила развития.
Поводом для нового обсуждения стала инициатива, озвученная президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым на VI саммите стран Центральной Азии в Астане. Он предложил создать оборонный союз государств региона. «В условиях сохраняющейся сложной военно-политической ситуации вокруг Центральной Азии необходимо сотрудничать в сфере оборонной политики и безопасности. Поэтому первоочередной задачей здесь является создание неделимого пространства безопасности», — заявил Токаев. В качестве конкретных шагов он предложил разработать общий каталог региональных рисков безопасности и систему превентивных мер.
Обратите внимание: Саммит «Аграрная политика России: безопасность и качество продукции» — от проектов к бизнес-решениям.
3. Реакция и анализ предложения
Примечательно, что в своём выступлении Токаев не сделал отсылок к существующим структурам, таким как ОДКБ или ОТГ, членом которых является Казахстан. Это породило в Анкаре интерпретацию, что Астана хочет сформировать новый региональный формат «пятёрки» без участия внешних игроков — России или Турции, стремясь сделать Центральную Азию самостоятельным субъектом мировой политики.
«Звезда» оценивает проект Токаева как проявление «казахстаноцентризма» в построении архитектуры безопасности, считая его одновременно «антироссийским, антикитайским и антитурецким». Согласно этой точке зрения, конечная цель — превратить регион из объекта в активного субъекта геополитики, способного совместно решать свои проблемы, а не быть придатком проектов других держав. Для этого планируется заложить общий экономический фундамент.
Однако в условиях меняющегося мирового порядка реализация такой идеи потребовала бы кардинального пересмотра внешнеполитических векторов всеми странами региона и перестройки отношений с ключевыми соседями — Россией, Китаем и Турцией. Главный вопрос заключается в реальных возможностях и ресурсах для осуществления этого плана. Поэтому инициативу Токаева многие восприняли скорее как реакцию на обострение глобальной конкуренции в Центральной Азии, где сегодня пересекаются интересы России, США, Китая, Турции и ЕС.
4. Препятствия на пути к союзу
Существуют и серьёзные внутренние препятствия для создания оборонного альянса. В регионе до сих пор не решены многие насущные вопросы, включая пограничные и таможенные споры. Отношение стран к существующим организациям (ОДКБ, ЕАЭС, ОТГ) также неоднозначно. Более того, у каждой страны Центральной Азии свой список потенциальных угроз и приоритетов безопасности. Из-за этих разногласий многие местные эксперты скептически оценивают перспективы создания Центральноазиатского оборонного альянса в обозримом будущем.
Выдвинутый Токаевым аргумент о том, что альянс «обеспечит мир в регионе и укрепит внутреннюю безопасность», отодвигая афганскую угрозу на второй план, также представляется некоторым аналитикам недостаточно проработанным.
Объективно же, на фоне активизации Запада по переделу сфер влияния в Центральной Азии, возможное ослабление роли Москвы, Пекина и Анкары как традиционных арбитров в вопросах безопасности несёт в себе новые риски для стран региона, особенно если они утратят проверенные внешнеполитические ориентиры.
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: Казахстан хочет обеспечивать безопасность всей Центральной Азии собственными силами.