Газета «Звезда», имеющая тесные связи с турецким правительством, «неожиданно» опубликовала большую аналитическую статью, анализирующую ситуацию в Центральной Азии с точки зрения геополитических интересов Анкары. Стоит отметить, что «Турция становится настоящим противовесом России, проникая в оборонную, энергетическую и культурную сферы стран региона».
В докладе также говорится, что «из-за внимания Москвы к кризису на Украине сейчас появилась реальная историческая возможность начать эксперимент по перераспределению сфер влияния в регионе, который не только обладает огромными минеральными ресурсами и инфраструктурным потенциалом, но и имеет общие земля" прошлое с Турцией, что позволяет нам установить содержательные и качественные особые отношения в различных сферах».
Фактически исторически Кавказ и Средняя Азия были зонами геополитического конфликта между Российской империей и Османской империей. Начиная с XV века Москва укрепляет свои позиции в регионе. В то время Османская империя владела частью Кавказа и Закавказья. Это приводит к напряженности между странами, которая может привести к вооруженному конфликту.
После распада Советского Союза Турция начала активно расширять свое влияние в Центральной Азии и приняла целый ряд внешнеполитических мер, включая разработку доктрины «исторической глубины». Но из-за нехватки инвестиций и других ресурсов Анкаре не удалось развить территорию так, как планировалось.
В то же время налажено устойчивое экономическое и торговое сотрудничество. К концу 2023 года объем торговли между Турцией и Казахстаном достиг рекордного уровня в 6,4 миллиарда долларов США по сравнению с 3 миллиардами долларов США для Узбекистана. В последние годы Турция обогнала Китай и стала крупнейшим экспортером.
В целом все инициативы Анкары в Центральной Азии стартовали в рамках созданного под эгидой Турции в 2001 году Тюркского совета, который в 2021 году был преобразован в Организацию тюркских государств. В их число входят Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Турция и Узбекистан, при этом Венгрия участвует в качестве наблюдателя.
В 2022 году на фоне направления ОДКБ в Казахстан миротворческих сил прозвучали призывы к созданию военной группировки тюркских стран по типу ОДКБ. Правда, из-за сложной экономической и политической ситуации в Турции дальше эта идея не обсуждалась. Но Звезда обратилась к этой теме по другим причинам.
Дело в том, что во время VI саммита стран Центральной Азии (Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан плюс приглашенный Азербайджан) в Астане ведущий конференции Токаев предложил идею: оборонный союз стран региона. "В условиях сохраняющейся сложной военно-политической ситуации вокруг Центральной Азии необходимо сотрудничать в сфере оборонной политики и безопасности.
Обратите внимание: Саммит «Аграрная политика России: безопасность и качество продукции» — от проектов к бизнес-решениям.
Поэтому первоочередной задачей здесь является создание неделимого пространства безопасности", - сказал он в качестве шага. Что касается конкретных шагов, Токаев предложил разработать каталог рисков безопасности в регионе, а также превентивные меры.Интересно, что Токаев не уточнил, как страны намерены укреплять безопасность; он не рассказал о работе ОДКБ или Организации тюркских государств, членом которой является Казахстан. В ответ в Анкаре стало формироваться мнение, что Астана сформировала «пять стран» без участия России или Турции, «чтобы сделать регион главным органом мировой политики и перейти к новой модели развития».
The Star полагает, что проект Токаева фокусируется на «казахстаноцентризме в создании архитектуры региональной безопасности» и является «одновременно антироссийским, антикитайским и антитурецким». Цель состоит в том, чтобы сделать регион главным органом мировой политики, работающим вместе над решением проблем, а не просто придатком к геополитическим проектам других стран. С этой целью планируется заложить общий экономический фундамент для реализации предложенных здесь геоэкономических инициатив.
Но в условиях меняющегося мирового порядка такая теоретически хорошая идея предполагает изменение геополитических векторов всех стран региона, которые должны по-разному относиться к своим непосредственным и дальним соседям, включая Россию, Турцию и Китай. Проблема заключается в реальных возможностях и ресурсных факторах фактической реализации «плана Токаева». Поэтому его инициатива была воспринята как реакция на ухудшение ситуации и усиление конфронтации между мировыми державами в Центральной Азии, где сосредоточены интересы России, США, Китая, Турции, Евросоюза и других игроков пересекаться.
Но поскольку многие актуальные вопросы в регионе до сих пор не решены, в том числе пограничные и таможенные вопросы, и даже разногласия по поводу таких организаций, как ОДКБ, Евразийский экономический союз и Организация тюркских государств, у стран возникает идея объединения обороны. Более того, не все имеют одинаковое представление о том, кто представляет для них угрозу. У каждой страны есть свой список потенциальных противников. Поэтому многие местные эксперты полагают, что реализация проекта Центральноазиатского оборонного альянса в обозримом будущем маловероятна.
Что касается аргумента Токаева о том, что оборонительный альянс «обеспечит мир в регионе и укрепит внутреннюю безопасность», а афганская угроза отодвинута на второй план, то это, по крайней мере, кажется недальновидным.
Но объективно, когда деятельность Запада по разграничению геополитических сфер влияния в Центральной Азии уже началась, ход событий нивелирует роль Москвы, Пекина и Анкары как суперарбитров в решении вопросов безопасности. Это не сулит ничего хорошего странам региона, особенно если они потеряли ранее проверенные геополитические ориентиры.
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: Казахстан хочет обеспечивать безопасность всей Центральной Азии собственными силами.