В последнее время мне пришлось потратить немало усилий, чтобы объяснить своему старому другу, который уже много лет живет в Израиле, одну простую, но важную вещь: российские налоговые органы по-прежнему ожидают от граждан и предпринимателей своевременной подачи деклараций и уплаты налогов. Крайний срок — традиционное 1 декабря — остается в силе, и на него не влияют ни пандемийные ограничения, ни экономические трудности текущего года. Мой собеседник отказывался в это верить, приводя в пример логику, которая, по его мнению, должна быть очевидной для любого государства: если в кризисный период поддержка от властей была минимальной, то и требовать от людей и бизнеса полного соблюдения фискальных обязательств несправедливо. Он считал, что правительству следовало бы объявить о переносе всех сроков как минимум на год, а в идеале — и вовсе временно приостановить налоговые требования.
1. Израильский опыт: гибкий подход в кризис
В качестве аргумента одноклассник приводил ситуацию в Израиле. Там власти действительно оказали существенную поддержку и населению, и предпринимателям. Более того, налоговые службы заняли понимающую позицию в отношении возможных просрочек и неуплат в 2020 году, признавая исключительность обстоятельств. У моего друга, к слову, был непростой опыт общения с израильским аналогом ФНС. В более благополучные времена его проблемы с налогами едва не закончились тюремным сроком, но в итоге все ограничилось крупными штрафами. Я даже помог ему тогда материально, чтобы избежать более суровых последствий. Как оказалось, мой друг был не в восторге от этой помощи: он с юмором (или с досадой) отмечал, что в местных тюрьмах условия довольно комфортные — есть кондиционеры, бассейны и возможность заняться самообразованием. А из-за моей помощи ему пришлось отрабатывать долг на общественных работах, собирая мусор под палящим солнцем.
2. Российская реальность: правила не меняются
Теперь же, в условиях пандемии, израильские власти проявили еще больше гибкости и фактически амнистировали многие налоговые нарушения прошлого года. Подобный подход, как отмечает мой друг, характерен для многих стран — от США до Германии. Кризис становится смягчающим обстоятельством, и государство идет навстречу. Однако в России эта логика, судя по всему, не работает. Федеральная налоговая служба четко дает понять: несмотря на все сложности и «нюансы обстановки», график подачи деклараций и уплаты налогов остается прежним. 1 декабря — это жесткий дедлайн, и переносов не предвидится. Это создает дополнительное давление на бизнес и граждан, которые вынуждены искать ресурсы для выполнения фискальных обязательств в непростой экономической ситуации.
По обзорам федеральных телеграмм-каналов